Исследования проблем создания ракетных двигателей малой тяги на экологически чистых газообразных топливах - page 8

КН-11Б имеет массу 1,5 кг (куда входит специальный фильтр, необхо-
димый для предотвращения помех в работе системы энергоснабжения
объекта), масса свечи СПН-4-ЗТ составляет 66 г. Система калильного
зажигания позволяет использовать значительно более легкие свечи, не
требует массивных устройств для преобразования бортового напряже-
ния и исключает возникновение электромагнитных помех и пробоев
в системе электропитания. Использованная в экспериментальной кон-
струкции РДМТ серийная авиамодельная свеча КС-2 имеет массу 2,5 г
и рабочее напряжение питания 1,5 В.
Процесс воспламенения топлива с помощью свечи накаливания
был подробно исследован при работе двигателя на топливах O
2
–H
2
и O
2
–СH
4
с использованием смесительной головки, выполненной по
схеме С-Ц.
Разработанная схема организации запуска РДМТ создает хорошие
условия для сохранности свечи, поскольку горение топлива в форка-
мере происходит только в течение короткого промежутка времени в
момент запуска, а затем свеча находится вне зоны горения в среде
кислорода. Этот эффект может достигаться, во-первых, из-за разно-
временного открытия клапанов, когда происходит заполнение форка-
меры горючим с последующим его вытеснением потоком окислителя,
во-вторых, в силу разной динамики заполнения полостей камеры оки-
слителем и горючим. На топливе O
2
–H
2
при характерных для РДМТ
соотношениях компонентов топлива объемный расход водорода в не-
сколько раз превышает расход кислорода, что создает условия для
кратковременного “заброса” водорода в форкамеру, даже если клапан
окислителя открывается раньше.
В РДМТ с С-С схемой смесеобразования для обеспечения запуска
применен дополнительный пусковой клапан горючего, который закры-
вается после воспламенения топлива.
В общей сложности, на конструкции экспериментального РДМТ
с калильной системой воспламенения было исследовано влияние на
запуск: режимов работы по расходу и соотношению компонентов топ-
лива, температуры нагрева свечи, порядка подачи компонентов топ-
лива в головку (подача окислителя и горючего менялась местами),
разновременности подачи компонентов топлива (вводилось опереже-
ние открытия одного из клапанов на 0,05 с), уровня входных давлений
(включая пониженные, менее 0,2МПа), внешних условий (испытания
в вакууме и в атмосфере).
Эксперименты показали, что воспламенение газообразного топли-
ва происходит, если при запуске в форкамере образуется газовая смесь
с концентрацией в пределах воспламенения, а нить накаливания све-
чи в этот момент имеет температуру, достаточную для воспламенения
такой смеси. Выполнение этих условий зависит от конструктивных
особенностей смесительной головки, режимов и условий запуска.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 3 71
1,2,3,4,5,6,7 9,10
Powered by FlippingBook