Рис. 4. Изменение аэродинамических коэффициентов цилиндроконического те-
ла при ламинарном и турбулентном режимах обтекания:
×
— расчетные данные;
— ламинарный режим:
◦
— турбулентный режим
не могут вернуться в исходную точку с прежним значением параме-
тров течения. Направление течения в окрестности сингулярной точки
определяется величиной
Δ
. При
Δ
>0 все линии тока выходят из син-
гулярной точки, если последняя имеет тип узла или фокуса; при
Δ
<
0
все линии тока сходятся в узле или фокусе. Поэтому при
Δ
>
0
имеет-
ся точка присоединения потока, при
Δ
<
0
— точка отрыва. В данном
случае точкой отрыва может быть узел, фокус или седловина. При-
веденные на рис. 1 схемы течения показывают, что при различных
режимах обтекания на поверхности затупленного конуса возникают
сингулярные точки отрыва различных типов.
При расчете аэродинамических коэффициентов за характерную
площадь принята площадь миделя
S
модели, а в качестве характерно-
го линейного размера
b
— длина модели. Течение в ударном слое около
исследуемой модели близко к равновесному с эффективным показа-
телем адиабады, равным 1,2 в области критической точки. Измерения
сил и моментов проведены с помощью трехкомпонентных тензоме-
трических весов. Полученные данные для коэффициентов лобового
сопротивления
С
х
и подъемной силы
С
y
представлены на рис. 4. Ре-
зультаты измерений коэффициента
m
z
продольного момента приведе-
ны на рис. 5. Момент
М
z
определялся относительно точки в плоскости
симметрии
ˉ
х
= 0
,
675
, где
ˉ
х
=
х
/b
. В случае турбулентного режима
обтекания центр давления передвигается вперед на величину, соответ-
ствующую
3
. . .
5
% длины тела вращения. Результаты исследований
приведены на рис. 5. Коэффициент
m
z
подсчитан относительно носка
тела вращения. На рис. 5 представлены зависимости аэродинамиче-
ского качества
К
и коэффициента центра давления
С
ц.д
от угла атаки
при различных режимах обтекания.
24 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 2