Учет влияния вязкостных эффектов на обтекание и аэродинамические характеристики комбинированных головных частей ракет - page 5

Рис. 3. Распределение давления по поверхности затупленного конуса при
М
= 6
,
α
= 0
;
1, 2
— эксперимент;
3, 4
— расчет по методике [3] (соот-
ветственно ламинарный и турбулентный режимы течения)
вдоль центральной образующей (
ϕ
= 180
) на поверхности стабили-
затора за зоной отрыва пограничного слоя наблюдается линия
3
расте-
кания газа. Такие изменения структуры обтекания связаны, очевидно,
с формированием на подветренной стороне боковых вихрей.
Дальнейшее увеличение
α
приводит, в связи с отрывом потока на
боковых поверхностях тела вдоль образующих с
ϕ
90
и увеличе-
нием интенсивности боковых вихрей, к разделению области отрыва
на подветренной стороне на две зоны
4
(рис. 1,
в
α
= 11
20
0
) и
образованию вдоль центральной образующей (
ϕ
= 180
) течения рас-
текания
5
. На подветренной стороне тела в этом случае наблюдается
растекание газа от центральной (
ϕ
= 180
) линии, что соответствует
режиму обтекания с двумя парами вихрей в области отрыва.
Полученные в результате дренажных испытаний распределения да-
вления по поверхности тел согласуются с приведенными ранее осо-
бенностями физической картины течения. В случае осесимметричного
(
α
= 0
) обтекания модели с цилиндрическим центральным участком
поверхности Re
= 1
,
04
10
7
м
1
перед коническим стабилизатором
отмечается “плато” в распределении давления, характерное для отрыва
ламинарного пограничного слоя (рис. 3).
При увеличении числа Re
“плато” в распределении давления
исчезает; давление несколько повышается в области конического ста-
билизатора на его поверхности в соответствии с отмеченным выше
увеличением угла наклона скачка уплотнения при переходе режима
течения в пограничном слое из ламинарного в турбулентный. Протя-
женность отрывной зоны перед стабилизатором сокращается по мере
увеличения Re
, и отрывная зона исчезает при турбулизации погра-
ничного слоя.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 2 21
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,...18
Powered by FlippingBook