затупленного тела вращения одновременно ламинарного и турбулент-
ного пограничных слоев.
В целях правильного учета влияния турбулентности потока на аэ-
родинамические характеристики представляет интерес аналитически
определить характер зависимости
С
х
=
С
х
(
Re
)
в переходной обла-
сти чисел Rе для тел вращения с продольным градиентом давления.
В последние годы предпринимались попытки представить зависи-
мость Re
х
пер
(
ε
)
в аналитическом виде. Например, в работе [1] на осно-
ве обработки многочисленных опытных данных, полученных разными
авторами, была предложена следующая формула для определения за-
висимости числа Re
пер
начала перехода ламинарного пограничного
слоя в турбулентный от
ε
:
ln(
Re
пер
−
190) =
−
1
,
03
ε
+ 6
,
88
,
(8)
учитывая, что в ламинарном слое
Re
пер
= 0
,
664(
Re
х
)
1
/
2
.
(9)
Эти зависимости можно использовать также и для определения вели-
чины Re
х
пер
. Тогда, зная число Re
b
конуса длиной
b
, можно определить
положение точки перехода:
ˉ
х
пер
=
х
пер
/b
=
Re
х
пер
/
Re
b
. Будем считать,
что переход ламинарного пограничного слоя в турбулентный происхо-
дит в точке, хотя известно, что в действительности область перехода
весьма протяженная.
При известном положении точки перехода
ˉ
х
пер
и известных зако-
нах ламинарного и турбулентного трения можно рассчитать сопро-
тивление трения конуса в зависимости от положения точки перехо-
да. Анализ показывает, что для этих условий коэффициент сопроти-
вления трения конуса удобно рассчитывать с помощью соотношения
Рис. 6. Изменение коэффициента
k
пер
от значения положения точки перехо-
да
ˉ
х
пер
ˉ
х
[1]
где
с
f
лам
и
с
f
турб
— коэффициенты
сопротивления трения конуса со-
ответственно при полностью лами-
нарном и турбулентном обтекании.
Как показали расчеты, введенный
здесь коэффициент
с
f
=
с
f
лам
+
k
пер
(
с
f
турб
−
c
f
лам
)
,
(10)
k
пер
= (
с
f
−
с
f
лам
)
/
(
с
f
турб
−
c
f
лам
)
(11)
практически не зависит от чисел
Rе и изменяется в зависимости
от
ˉ
х
пер
так, как это показано на
рис. 6 [1]. Коэффициент сопроти-
вления трения в переходной обла-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 2 29