та промежуточная стадия процесса перехода, которая может описы-
ваться с помощью линейной теории, уже отсутствует. Те большие воз-
мущения, которые здесь имеются в виду, фактически довольно малы;
например, если степень начальной турбулентности потока составляет
0,25% или более, то колебания ламинарного пограничного слоя уже
не поддаются наблюдению, так как даже в случае их существования
они заслоняются сильными пульсациями скорости, индуцируемыми в
пограничном слое за счет турбулентности внешнего потока.
Сам процесс перехода или эквивалентная ему неустойчивость те-
чения является результатом нелинейности уравнений, описывающих
это движение. Вследствие этой нелинейности воздействие несколь-
ких возмущений нельзя получить путем их простой суперпозиции,
поэтому пригодность идеи исследования спектра возмущений стано-
вится весьма ограниченной, и очень трудно представить себе какой-
либо простой характерный процесс, который позволил бы описать все
основные особенности данного явления.
Одним из вариантов представления этого процесса могут послу-
жить, например картины свертывания слоев сдвига, появляющихся
при отрыве течения, или картина образования вихрей Г¨ертлера в обла-
стях существования сильно искривленных линий тока. Дальнейшее
продвижение к созданию удовлетворительной общей картины всего
процесса и разработке соответствующей теории связано с прогрессом
в изучении решений уравнений Навье–Стокса для неустановившихся
течений.
Проблема перехода ламинарной формы течения в турбулентную
есть не что иное, как проблема возникновения турбулентности, и в
настоящее время еще не ясно, можно ли из всего многообразия про-
явлений начала турбулентности выделить какой-то один процесс, счи-
тая его основным.
Заключение.
На основе анализа картин предельных линий тока на
поверхности затупленного тела вращения выявлены кинематические
особенности отрывного течения. Получены количественные данные о
геометрических размерах зон отрыва. Получены результаты по рас-
пределению давления на поверхности при нулевых углах атаки. Пока-
зана существенная роль вязких эффектов (перехода из ламинарного в
турбулентный) при определении аэродинамических характеристик за-
тупленного тела вращения с изломами образующей. Дано физическое
обоснование введения поправок, учитывающих влияние турбулентно-
сти потока на результаты весовых измерений. Эффективное число Re
для профиля может быть определено на основе опытной зависимости
критического числа Re сферы от степени турбулентности потока, а
для удобнообтекаемых тел вращения и плоской пластины — на осно-
ве опытной зависимости числа Re перехода на плоской пластине от
степени турбулентности.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 2 33