и формулу, учитывающую влияние относительной толщины тела на
коэффициент сопротивления.
3. Провести серию кривых
С
f
(
Re
)
х
пер
=
const, соответствующих
разным значениям
k
пер
(или
ˉ
х
пер
).
4. Сместить каждую опытную точку вдоль соответствующей кри-
вой на величину
Δ
Re
=
Re
эф
+
Re
оп
.
Правильность внесенных таким образом поправок можно прове-
рить, сопоставляя поправленные опытные данные с расчетными кри-
выми
С
х
(
Re
)
профиля или тела вращения для переходной области
чисел Rе. Следует, однако, указать, что введение поправок к боль-
шей части опытных данных, имеющихся как в отечественной, так и
в зарубежной литературе, невозможно из-за отсутствия необходимой
информации об условиях проведения опытов.
Обобщая сказанное, следует отметить, что имеющиеся данные под-
тверждают тот факт, что градиент давления, интенсивность турбулент-
ности воздушного потока, степень шероховатости и волнистости по-
верхности являются весьма важными определяющими параметрами в
дополнение к числу Рейнольдса, однако имеющиеся данные не дают
возможности четко выделить воздействие каждого из перечисленных
параметров в отдельности. Упомянутые данные не позволяют полу-
чить также какие-либо убедительные указания на то, что при одинако-
вых распределении давления, интенсивности турбулентности потока
и степени шероховатости значения чисел Re в случае тел вращения
могли бы оказаться такими же, как и в случае двумерных тел.
Головная ударная волна изменяет плотность, коэффициент вязко-
сти и скорость течения вблизи поверхности. Этим еще не исчерпы-
вается влияние ударной волны на процесс перехода. Когда слабая
ударная волна достигает пограничного слоя, она создает там малое
возмущение, аналогичное тому, которое создает малый элемент шеро-
ховатости. Действие более сильных ударных волн может привести к
отрыву пограничного слоя с последующим переходом или же вызвать
немедленный переход.
Если рассматривается обтекание тел при очень малой интенсив-
ности турбулентности основного потока и малой шероховатости по-
верхности, то переходу предшествует усиление некоторой части тех
малых возмущений, которые уже имели место в потоке. На ранних
стадиях, хорошо описываемых с помощью линейной теории, этот про-
цесс обычно характеризуется термином “неустойчивость”. Однако ли-
нейная теория дает лишь описание усиления возмущений, если же
возмущения отсутствуют, то и колебаний не возникает. Что касается
уже возбужденных колебаний, то они прекращаются после снятия по-
родивших их возмущений. В случае больших начальных возмущений
32 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 2