ПРОЕКТИРОВАНИЕ
УДК 62-522
В. Н. М а л ы ш е в, Д. Н. П о п о в
МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ
АВТОНОМНОГО ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКОГО
СЛЕДЯЩЕГО ПРИВОДА
Рассмотрены три типа электрогидравлических приводов и их ли-
нейные математические модели. Для выбора оптимального про-
ектного варианта использован метод ЛП
τ
-поиска.
Многокритериальная оптимизация автономного электрогидравли-
ческого привода представляет собой сложную техническую задачу
оптимального проектирования, т.е. процесса, при котором выбирается
наилучший по ряду показателей проектный вариант из числа возмож-
ных. Оптимальное проектирование сложных изделий возможно только
путем автоматизированного проектирования, когда проектные реше-
ния или их часть получают в результате взаимодействия человека и
ЭВМ.
Поскольку выбор оптимального проектного варианта должен быть
обоснован, при проектировании необходимо учитывать не только ко-
личественные показатели, но и неформализуемые, а также труднофор-
мализуемые факторы.
Оптимальное проектирование состоит из следующих этапов.
1. Выбор принципиальной схемы — это сложная техническая зада-
ча, которая может быть решена путем обзора известных проектов, ана-
лиза существующих конструкций, использования накопленного опыта
производства похожих изделий, их эксплуатации и данных о харак-
теристиках. Этот этап нельзя формализовать. Принципиальная схема
обычно выбирается непосредственно конструктором.
2. Расчет параметров и исследование характеристик нескольких
вариантов проектируемого устройства.
3. Оптимизация параметров каждого рассматриваемого варианта
по принятым критериям качества.
4. Выбор лучшего проектного варианта из числа предварительно
оптимизированных с учетом неформализуемых критериев.
5. Проверка наличия требуемой технологической базы, учет опыта
эксплуатации подобных изделий и др.
Чтобы выполнить указанные этапы, необходимо сначала постро-
ить проблемно-ориентированные математические модели, описываю-
щие взаимодействие отдельных элементов в проектируемом изделии, а
30 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 4