затем с их помощью провести численные эксперименты для определе-
ния соответствия каждого проектного варианта принятым критериям
качества.
В основу решения задачи многокритериальной оптимизации схемы
и конструкции автономного электрогидравлического привода (АЭГП)
положен метод ЛП
τ
-поиска [1], который имеет ряд преимуществ по
сравнению с другими известными методами. Согласно этому мето-
ду наилучшие проектные решения выбирает конструктор, составляя
с помощью компьютера таблицы численных испытаний для каждого
проектного варианта. При необходимости определения компромисс-
ного варианта используются опыт, знания и интуиция конструктора,
учитывающего неформализуемые факторы.
К достоинствам метода следует отнести возможность определе-
ния зависимостей между варьируемыми параметрами и критериями
качества. Это важно для конструктора, так как указанные зависимо-
сти обычно не очевидны и выявление влияния одних параметров на
другие позволяет изменять наиболее важные из них. Методика может
быть полезна как в случае создания новых гидроприводов, так и в
случае совершенствования ранее созданных образцов.
Критерии качества (оптимальности) принято представлять в виде
функционалов, которые следует минимизировать (максимизировать)
при оптимизации исследуемой системы. В виде критериев оценки ва-
риантов АЭГП выбраны: показатель качества переходного процесса,
потребляемая мощность и коэффициент усиления мощности инфор-
мационного канала.
Функционал, характеризующий качество переходного процесса, за-
писывается в виде
I
=
t
K
Z
0
|
Y
шт
(
t
)
−
Y
уст
|
tdt,
где
t
K
— время интегрирования;
Y
уст
— координата выходного звена
(штока) привода в конце переходного процесса;
Y
шт
(
t
)
— положение
штока гидроцилиндра в момент времени
t
.
Мощность, потребляемая электрическим двигателем насоса АЭГП
при отсутствии управляющего сигнала, определяется соотношением
N
эд
=
U
эд
I
эд
,
где
U
эд
— напряжение на обмотках двигателя насоса;
I
эд
— ток в об-
мотках электродвигателя.
Критерий
K
N
, обратный коэффициенту усиления по мощности ин-
формационного канала АЭГП, численно равен отношению максималь-
ной механической мощности, развиваемой исполнительным двигате-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 4 31