С.В. Кручков, А.М. Савельев
82
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 5
Рис. 3.
Зависимость дроссельных характе-
ристик высокоскоростного
ПВРД от КПД
процесса расширения, топливо Jet-A
Рис. 4.
Зависимость эффективного КПД
высокоскоростного ПВРД от отношения
воздух/топливо и КПД процесса расшире-
ния, топливо Jet-A
Рассмотрим результаты расчетов для высокоскоростного ПВРД на двухком-
понентом топливе керосин/бор. В этих расчетах, помимо перечисленных ранее
компонентов, учитывались также такие борсодержащие соединения, как: BH, BH
2
,
BH
3
, BH
4
, BH
5
, BN, BO, BO
2
, B
2
, B
2
H, B
2
H
2
, B
2
H
6
, B
2
O, B
2
O
2
, B
2
O
3
, B
3
O
3
H
3
, HBO,
HBO
2
, H
3
B
3
O
6
, B, B(ж), B
2
O
3
(ж), B
2
O
3
(кр), B
3
O
3
H
3
(кр). Ввиду того, что бор интере-
сует нас лишь как энергетическая добавка к основному горючему, в расчетах мы
ограничились массовой долей
Z
бора в двухкомпонентном топливе не более 20 %.
На рис. 5,
а
показаны полученные в ходе расчета дроссельные характеристики
ПВРД на двухкомпонентном топливе Jet-A/B при
Z
= 10 % в сравнении с ПВРД на
чистом керосине. Стехиометрическое отношение воздух/топливо при добавлении
бора уменьшается, поэтому одной и той же величине
K
m
отвечает более высокое
Рис. 5.
Графики зависимости дроссельных характеристик высокоскоростного ПВРД от
КПД процесса расширения при
Z
= 10 (
а
) и 20 % (
б
); топливо Jet-A/B; здесь и далее
2
—
коэффициент избытка двухкомпонентного топлива при данном
K
m