ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 5
75
УДК 629.76:662.7
DOI: 10.18698/0236-3941-2017-5-75-88
ТЕРМОДИНАМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТОПЛИВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ВЫСОКОСКОРОСТНОГОПРЯМОТОЧНОГО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО
ДВИГАТЕЛЯ НА УГЛЕВОДОРОДНОМТОПЛИВЕ С ДОБАВКАМИ БОРА
И ГИДРИДА БЕРИЛЛИЯ
С.В. Кручков
1
kruchkov-93@mail.ruА.М. Савельев
2
savelyev@ciam.ru1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация
2
Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова,
Москва, Российская Федерация
Аннотация
Ключевые слова
Выполнен термодинамический анализ топливной
экономичности высокоскоростного прямоточного
воздушно-реактивного двигателя на углеводородном
топливе с энергетическим добавками — бором и
гидридом бериллия. На примере двигателя с камерой
сгорания постоянного сечения показано, что при
содержании бора в углеводородном топливе 10…20 %
(по массе) увеличение топливной экономичности не
превышает 1…3 % по сравнению со штатным углево-
дородным топливом. Поэтому использование бора в
качестве энергетической добавки к углеводородному
топливу нецелесообразно. В случае гидрида бериллия
эффект более выражен и составляет соответственно
4…9 %
Высокоскоростной прямоточный
воздушно-реактивный двигатель,
топливная экономичность, углево-
дородное горючее, энергетические
добавки, термодинамическая
оценка
Поступила в редакцию 27.03.2017
©МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017
Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 16-29-01098-офи-м) и ведущей
научной школы РФ (проект НШ 9774.2016.8)
Введение.
Одной из важнейших задач современной авиации является освоение
гиперзвуковых скоростей. Ожидается, что гиперзвуковые авиалайнеры, осна-
щенные высокоскоростными прямоточными воздушно-реактивными двигате-
лями (ПВРД), за счет преимуществ в скорости могут обеспечить авиакомпани-
ям более высокую транспортную производительность и создать тем самым
предпосылки для успешной конкуренции с самолетами дозвуковой авиации.
Очевидно, что экономическая эффективность гиперзвуковых лайнеров во мно-
гом будет определяться их топливной экономичностью и уже сейчас представ-
ляется актуальным анализ возможных путей снижения удельного расхода топ-
лива в высокоскоростных ПВРД. Как известно, удельный расход топлива
уменьшается с ростом теплоты его сгорания, поэтому в качестве одного из воз-
можных направлений повышения топливной эффективности гиперзвуковой
авиации целесообразно рассмотреть применение энергетических добавок, по-
вышающих калорийность основного углеводородного горючего. Наибольший