С.В. Кручков, А.М. Савельев
84
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 5
Окончание таблицы
Параметры
Воздухо-
заборник
Камера
сгорания
Сопло
Камера
сгорания
Сопло
Jet-A;
K
m
= 29,81;
= 2,06
Jet-A/B,
Z
=10 %;
K
m
= 32,57;
= 2,33
O
–
9,62(–4)
0
5,62(–4)
0
BO
–
–
–
1,89(–6)
0
BO
2
–
–
–
9,50(–4)
0
B
2
O
2
–
–
–
3,78(–9)
0
B
2
O
3
–
–
–
4,36(–4)
0
HBO
–
–
–
4,57(–7)
0
HBO
2
–
–
–
1,05(–2)
0
H
3
B
3
O
6
–
–
–
3,91(–9)
2,43(–3)
B
2
O
3
(L)
–
–
–
0
7,67(–3)
Отметим, что максимальный удельный импульс при подмешивании бора воз-
растает на 1,6 %, в то же время теплота сгорания такого топлива увеличивается по-
чти на 4 %. Это связано с тем, что при добавлении бора к керосину уменьшается
эффективный КПД (рис. 6,
а
), т. е. меньшая часть теплоты участвует в производстве
тяговой мощности двигателя. На рис. 5,
б
и 6,
б
показаны аналогичные результаты
для топлива Jet-A/B при
Z
= 20 %. В этом случае удается поднять удельный импульс
на 3,2 %, что составляет опять же примерно половину от относительного увеличе-
ния теплоты сгорания. Тенденция сдвига максимума удельного импульса вправо по
оси
K
m
при уменьшении потерь в сопле более отчетливо видна на рис. 5,
б
. Благода-
ря довольно высокой упругости паров B
2
O
3
концентрация
k
-фазы в КС равна нулю,
что принципиально важно для работы системы охлаждения, так как в этом случае
не будет зашлаковки рубашки охлаждения системы. Обратим внимание на то, что
Рис. 6.
Зависимость эффективного КПД высокоскоростного
ПВРД от соотношения
воздух/топливо и КПД процесса расширения при
Z
= 10 (
а
) и 20 % (
б
), топливо Jet-A/B