Previous Page  10 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 14 Next Page
Page Background

С.В. Кручков, А.М. Савельев

84

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 5

Окончание таблицы

Параметры

Воздухо-

заборник

Камера

сгорания

Сопло

Камера

сгорания

Сопло

Jet-A;

K

m

= 29,81;

= 2,06

Jet-A/B,

Z

=10 %;

K

m

= 32,57;

= 2,33

O

9,62(–4)

0

5,62(–4)

0

BO

1,89(–6)

0

BO

2

9,50(–4)

0

B

2

O

2

3,78(–9)

0

B

2

O

3

4,36(–4)

0

HBO

4,57(–7)

0

HBO

2

1,05(–2)

0

H

3

B

3

O

6

3,91(–9)

2,43(–3)

B

2

O

3

(L)

0

7,67(–3)

Отметим, что максимальный удельный импульс при подмешивании бора воз-

растает на 1,6 %, в то же время теплота сгорания такого топлива увеличивается по-

чти на 4 %. Это связано с тем, что при добавлении бора к керосину уменьшается

эффективный КПД (рис. 6,

а

), т. е. меньшая часть теплоты участвует в производстве

тяговой мощности двигателя. На рис. 5,

б

и 6,

б

показаны аналогичные результаты

для топлива Jet-A/B при

Z

= 20 %. В этом случае удается поднять удельный импульс

на 3,2 %, что составляет опять же примерно половину от относительного увеличе-

ния теплоты сгорания. Тенденция сдвига максимума удельного импульса вправо по

оси

K

m

при уменьшении потерь в сопле более отчетливо видна на рис. 5,

б

. Благода-

ря довольно высокой упругости паров B

2

O

3

концентрация

k

-фазы в КС равна нулю,

что принципиально важно для работы системы охлаждения, так как в этом случае

не будет зашлаковки рубашки охлаждения системы. Обратим внимание на то, что

Рис. 6.

Зависимость эффективного КПД высокоскоростного

ПВРД от соотношения

воздух/топливо и КПД процесса расширения при

Z

= 10 (

а

) и 20 % (

б

), топливо Jet-A/B