С.В. Кручков, А.М. Савельев
76
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 5
интерес представляют горючие наносуспензии или нанофлюиды — системы,
состоящие из жидкого топлива и взвешенного в нем нанокристаллического
горючего порошка. Основная проблема, стоящая на пути широкого использо-
вания горючих суспензий в реактивной технике, — их нестабильность, выра-
жающаяся в коагуляции частиц с образованием хлопьев [1]. Благодаря накоп-
ленному в коллоидной химии опыту, решение этой проблемы для наносуспен-
зий является более простой задачей по сравнению с суспензиями, содержащими
частицы более крупных размеров. Выполненные в последние годы эксперимен-
ты с наножидкостями, а также с так называемыми магнитными жидкостями —
суспензиями, содержащими ферро- или ферримагнитные наночастицы, показа-
ли принципиальную возможность создания устойчивых наносуспензий [2, 3].
Однако, несмотря на достигнутый в этой области прогресс, обеспечение устой-
чивости наносуспензий остается пока сложной задачей. Для оценки целесооб-
разности ее решения применительно к горючим наносуспензиям необходимо
оценить возможную степень понижения удельного расхода топлива при ис-
пользовании горючих суспензий в качестве реактивного топлива. Термодина-
мической оценке топливной эффективности высокоскоростного ПВРД, работа-
ющего на углеводородном горючем с энергетическими добавками бора и гидри-
да бериллия, и посвящена настоящая работа.
Постановка задачи.
В качестве энергетических добавок к авиационному керо-
сину подходят нанопорошки твердых топлив, имеющие более высокую, чем у
керосина, теплоту сгорания. Современный авиационный керосин марки Jet-A ха-
рактеризуется удельной теплотой сгорания
u
H
в пределах от 42 до 43 МДж/кг
(стандарт ASTM 7566609). Поэтому в качестве добавки к керосину Jet-A могут быть
рассмотрены следующие твердые топлива: Li (43,1 МДж/кг), LiH (43,5 МДж/кг),
B(58,9 МДж/кг), Be (67,6 МДж/кг), BeH (75,5 МДж/кг). Отметим, что теплота сгора-
ния лития и его гидрида лишь незначительно превышает теплоту сгорания кероси-
на, поэтому использование их в качестве энергетических добавок нецелесообразно.
Вследствие этого ограничимся анализом лишь двух энергетических добавок: бора и
гидрида бериллия. Теплота сгорания бериллия занимает промежуточное положе-
ние между бором и гидридом бериллия. Следовательно, при прочих равных усло-
виях топливная экономичность высокоскоростного ПВРД, работающего на керо-
сине с добавкой бериллия, будет лучше, чем при использовании бора, и хуже, чем
при использовании гидрида бериллия.
Оценка топливной экономичности высокоскоростного ПВРД, работающего на
углеводородном горючем с энергетическими добавками бора и гидрида бериллия,
была выполнена на примере простейшего ПВРД с камерой сгорания (КС) постоян-
ного сечения и трехскачковым воздухозаборником (ВЗ) внешнего сжатия (рис. 1).
Как известно, удельный расход топлива обратно пропорционален удельно-
му импульсу двигателя
,
у
I
поэтому задача достижения максимальной топлив-
ной экономичности сводится к поиску экстремума удельного импульса. По-
скольку авторов интересовал теоретически максимально возможный удельный