Previous Page  9 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 11 Next Page
Page Background

В.В. Кокушкин, М.К. Хомяков, Н.Ю. Овсянникова

12

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 2

На основе модели 3 была разработана программа расчета и проведена серия

статистических испытаний отделения ОГБ в случае аварии РН в конце рассмат-

риваемого атмосферного участка. Анализ движения ОГБ на этом участке позво-

ляет сделать вывод о том, что отделение СА от ОГБ возможно при произволь-

ном положении изделий в потоке и их интенсивном вращении. На рис. 7 приве-

дены гистограммы распределения компонента угловой скорости для наиболее

неблагоприятного случая отделения от РН при потере управляемости.

Заключение.

Подтверждена безударность отделения ОГБ от РН на всем

рассматриваемом участке выведения.

Исследование автономного движения головного блока при аварии РН на

большей части атмосферного участка выведения (на высотах не более ~30 км)

подтвердило сохранение устойчивости движении ОГБ в потоке благодаря аэро-

динамическому демпфированию начальных возмущений, что обеспечивает бла-

гоприятные условия отделения СА. Выбор БГ из условия статической устойчи-

вости ОГБ не гарантирует устойчивости в случае его отделения на участке с ин-

тенсивным падением скоростного напора. Так, при аварии РН на высотах более

30 км возможна потеря устойчивости головного блока в процессе его автоном-

ного движения, что определяет отделение СА при произвольной ориентации

ОГБ в потоке.

Разработанная модель движения позволяет имитировать движение ОГБ с

переменными МЦИХ и проводить сквозное моделирование движения, включая

последующее отделение СА.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Колесников К.С., Кокушкин В.В., Борзых С.В., Панкова Н.В.

Расчет и проектирование

систем разделения ступеней ракет. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. 376 с.

2.

Спасение

экипажа при авариях в плотных слоях атмосферы // Космические аппараты:

веб-сайт. URL:

http://kmapp.narod.ru/st064.htm

(дата обращения: 01.04.2016).

3.

Средства

аварийного спасения КК «Союз» // Космические аппараты: веб-сайт.

URL:

http://kmapp.narod.ru/st066.htm

(дата обращения: 01.04.2016).

4.

Борзых С.В., Кокушкин В.В., Петров Н.К., Яськов В.В.

Разработка и моделирование

процессов отделения крупногабаритных ракетно-космических блоков // Космическая

техника и технологии. 2013. № 1. С. 44–55.

5.

Виттенбург Й.

Динамика систем твердых тел. М.: Мир, 1980. 292 с.

6.

Кокушкин В.В., Хомяков М.К., Овсянникова Н.Ю.

Динамика движения элементов голов-

ного блока пилотируемого корабля в аварийной ситуации // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баума-

на. Сер. Машиностроение. 2016. № 1. С. 4–16. DOI: 10.18698/0236-3941-2016-1-4-16

7.

Лойцянский Л.Г., Лурье А.И.

Курс теоретической механики: В 2 т. Т. I. Статика и ки-

нематика. М.: Наука, 1982. 352 с.

8.

Лойцянский Л.Г., Лурье А.И.

Курс теоретической механики: В 2 т. Т. 2. Динамика.

М.: Наука, 1983. 640 с.

9.

Вентцель Е.С.

Теория вероятностей. М.: Физматлит, 1962. 564 с.

10.

Соболь И.М.

Численные методы Монте-Карло. М.: Физматлит, 1973. 312 с.