4
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 2
УДК 729.78
DOI: 10.18698/0236-3941-2017-2-4-14
ДИНАМИКА ОТДЕЛЕНИЯ ГОЛОВНОГО БЛОКА ОТ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ
В СЛУЧАЕ АВАРИИ НА АТМОСФЕРНОМ УЧАСТКЕ ВЫВЕДЕНИЯ
В.В. Кокушкин
1
М.К. Хомяков
2
mkelektro1@yandex.ruН.Ю. Овсянникова
2
nataliaovsyannikova87@gmail.comН.В. Богомолов
2
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация
2
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королёва, г. Королёв,
Московская обл., Российская Федерация
Аннотация
Ключевые слова
Исследована динамика отделения головного блока
вместе со спускаемым аппаратом космического ко-
рабля «Союз» в случае аварии ракеты-носителя на
атмосферном участке выведения. Выполнен сравни-
тельный анализ различных математических моделей
тела переменной массы — отделяемого головного
блока, выбрана оптимальная модель, позволяющая
проводить сквозное моделирование движения от
момента отделения головного блока от ракеты-
носителя до участка автономного движения спускае-
мого аппарата. Проведена оценка безударности отде-
ления головного блока от ракеты-носителя, пред-
ставлены кинограммы относительного движения,
исследован участок его автономного движения. Уста-
новлены основные закономерности переходных
процессов движения с оценкой устойчивости отделя-
емого головного блока в потоке. Выполнен статисти-
ческий анализ кинематических параметров на мо-
мент отделения спускаемого аппарата при неблаго-
приятных условиях отделения от ракеты-носителя
Отделяемый головной блок, ава-
рийное отделение, динамика отде-
ления, относительное движение,
статическая устойчивость
Поступила в редакцию 04.05.2016
©МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017
Введение.
В случае возникновения аварийной ситуации на атмосферном участ-
ке выведения пилотируемого космического корабля (КК) «Союз» предусматри-
вается спасение экипажа. Отделяемый головной блок (ОГБ), в состав которого
входит спускаемый аппарат (СА), после выключения маршевых двигателей но-
сителя уводится от ракеты-носителя (РН) с помощью твердотопливной двига-
тельной установки (ДУ).
Проектирование и разработка системы аварийного спасения (САС) экипа-
жа (1960-е гг.) проводились в консервативной постановке для узкого диапазона
углов атаки при движении ОГБ. В настоящее время выполняется верификация
доработок системы, а также оптимизация условий движения, что потребовало
создания быстродействующих моделей расчета в статистической постановке.