1 / 11 Next Page
Information
Show Menu
1 / 11 Next Page
Page Background

4

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 2

УДК 729.78

DOI: 10.18698/0236-3941-2017-2-4-14

ДИНАМИКА ОТДЕЛЕНИЯ ГОЛОВНОГО БЛОКА ОТ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ

В СЛУЧАЕ АВАРИИ НА АТМОСФЕРНОМ УЧАСТКЕ ВЫВЕДЕНИЯ

В.В. Кокушкин

1

М.К. Хомяков

2

mkelektro1@yandex.ru

Н.Ю. Овсянникова

2

nataliaovsyannikova87@gmail.com

Н.В. Богомолов

2

1

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация

2

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королёва, г. Королёв,

Московская обл., Российская Федерация

Аннотация

Ключевые слова

Исследована динамика отделения головного блока

вместе со спускаемым аппаратом космического ко-

рабля «Союз» в случае аварии ракеты-носителя на

атмосферном участке выведения. Выполнен сравни-

тельный анализ различных математических моделей

тела переменной массы — отделяемого головного

блока, выбрана оптимальная модель, позволяющая

проводить сквозное моделирование движения от

момента отделения головного блока от ракеты-

носителя до участка автономного движения спускае-

мого аппарата. Проведена оценка безударности отде-

ления головного блока от ракеты-носителя, пред-

ставлены кинограммы относительного движения,

исследован участок его автономного движения. Уста-

новлены основные закономерности переходных

процессов движения с оценкой устойчивости отделя-

емого головного блока в потоке. Выполнен статисти-

ческий анализ кинематических параметров на мо-

мент отделения спускаемого аппарата при неблаго-

приятных условиях отделения от ракеты-носителя

Отделяемый головной блок, ава-

рийное отделение, динамика отде-

ления, относительное движение,

статическая устойчивость

Поступила в редакцию 04.05.2016

©МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017

Введение.

В случае возникновения аварийной ситуации на атмосферном участ-

ке выведения пилотируемого космического корабля (КК) «Союз» предусматри-

вается спасение экипажа. Отделяемый головной блок (ОГБ), в состав которого

входит спускаемый аппарат (СА), после выключения маршевых двигателей но-

сителя уводится от ракеты-носителя (РН) с помощью твердотопливной двига-

тельной установки (ДУ).

Проектирование и разработка системы аварийного спасения (САС) экипа-

жа (1960-е гг.) проводились в консервативной постановке для узкого диапазона

углов атаки при движении ОГБ. В настоящее время выполняется верификация

доработок системы, а также оптимизация условий движения, что потребовало

создания быстродействующих моделей расчета в статистической постановке.