Previous Page  9 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 16 Next Page
Page Background

Н.В. Быков, В.В. Зеленцов

136

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 4

мум функции

f

(

x

) при ограничениях

max

( )

.

i

i

g

g

x

Тогда может быть синтезиро-

ван следующий глобальный скалярный критерий:

   

 

max

1

( ) ( )

( ) max;

N

i

i

i

i

x f x

g

g x

     

 

max

max

,

;

0,

.

i

i

i

i

i

i

g g

g g

Таким образом, при превышении

i

-м ограничением допустимой границы от

оптимизируемой функции отнимается значение, пропорциональное этому пре-

вышению («штраф»).

Рассмотрим задачу нахождения максимальной дульной скорости при огра-

ничении на максимальное давление в канале и конусе при варьировании следу-

ющих параметров: длины конического участка (

x

1

), начальной длины деформи-

руемого поршня (

x

2

), выходного диаметра ствола (

x

3

), массы инерционного под-

дона (

x

4

) и массы метаемого тела (

x

5

). Критерий оптимальности имеет вид

 

 



0

max

max,0

max

max,0

0

max

max,0

( )

( )

,

( )

;

( )

( ),

( )

.

V p

p

p

p

f

V p

p

x

x

x

x

x

x

(9)

Вектор параметров задачи

x

нормирован на единицу.

Коэффициент γ определяют, исходя из размера проигрыша в дульной ско-

рости, эквивалентного превышению допустимого предела максимального дав-

ления

max,0

p

на единицу. Данный коэффициент должен быть получен либо с

помощью процедуры экспертного опроса, либо на основе предпочтений лица,

принимающего решение. В том случае, если, например, превышение макси-

мального давления на 100 МПа эквивалентно проигрышу в начальной скорости

в 500 м/с, значение коэффициента

 

6

γ 5 10

м/(с

· Па).

Критерий (9) может быть обобщен в том случае, если небольшие отклоне-

ния от максимального давления допустимы, а больших отклонений следует из-

бегать, модифицируя функцию штрафа путем введения показателя степени

 

1 :

  

 



0

max

max,0

max

max,0

0

max

max,0

( )

( )

,

( )

;

( )

( ),

( )

.

V p

p

p

p

f

V p

p

x

x

x

x

x

x

Результаты расчета.

Рассмотрим решение задачи на примере модельной

БУ с гидродинамическим эффектом, смонтированной на базе БУ Д-81 со следу-

ющими параметрами: диаметр каморы 159 мм; калибр разгонного участка

125 мм; длина каморы 1,19 м; длина ствола 5,2 м; масса порохового заряда

9,845 кг; сила пороха

f

= 1,026 МДж/кг.

Для решения задачи синтеза рассматривались следующие границы измене-

ния параметров: длина конического участка 0,3…0,7 м; начальная длина поршня