Коэффициенты изменения толщин зубьев жесткого
Δ
ж
и гибкого
Δ
г
колес составляют при внутреннем деформировании
Δ
ж
= (
z
ж
−
z
0
) (inv
α
−
inv
α
w
0
ж
)
и
Δ
г
= 2
x
г
tg
α.
(39)
Расчет волновой зубчатой муфты в ВЗП с дисковым или кулачко-
вым генераторами волн внутреннего деформирования (см. рис. 2) ве-
дут, исходя из условия равенства межосевых расстояний в зацеплениях
волновой передачи и волновой муфты, используя которые, определяют
угол зацепления в волновой муфте:
cos
α
w
м
= cos
α
w
(
z
ж.м
−
z
у
)
(
z
ж
−
z
у
)
.
(40)
Коэффициент воспринимаемого смещения
y
=
z
ж
−
z
у.м
2
cos
α
cos
α
w
м
−
1
.
(41)
Коэффициент уравнительного смещения
Δ
y
=
y
−
(
x
ж
−
x
г.м
)
,
(42)
если
Δ
y <
0
, то принимаем
Δ
y
м
= 0
.
Далее остальные геометрические параметры зацепления и размеры
гибкого и жесткого венцов муфты определяют по формулам (20)–(30),
в которых подставляются числа зубьев муфты.
Нарезание зубьев на гибком колесе часто выполняют в недеформи-
рованном состоянии. При этом коэффициент изменения толщины зуба
Δ
0
г
отличается от расчетного
Δ
г
, что оказывает отрицательное влияние
на получение беззазорной волновой передачи.
Погрешность можно устранить, если нарезать зубчатое гибкое ко-
лесо с коэффициентом смещения
x
0
г
, отличающимся от расчетного:
x
0
г
=
π
4 tg
α
cos
α
r
0
y
cos
α
−
1 +
x
г
cos
α
r
0
y
cos
α
−
z
г
2 tg
α
(inv
α
−
inv
α
r
0
y
)
,
(43)
где
cos
α
r
0
y
=
r
b
г
r
г
−
Δ
h
;
r
b
г
=
mz
г
2
cos
α
;
r
г
=
mz
г
2
;
Δ
h
=
m
2
1
−
z
г
z
у
Q
;
Q
=
h
∗
a
+
c
∗
+
h
c
2
m
.
Вывод.
Волновые зубчатые передачи, рассчитанные по предложен-
ной методике, являются не только работоспособными, но и имеют вы-
сокие технические характеристики [6–8], что обусловлено благопри-
ятным распределением зазоров в волновом зацеплении и отсутствием
заклинивания между профилями зубьев гибкого и жесткого колес.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Крайнев А.Ф.
Механика машин. Фундаментальный словарь. М.: Машинострое-
ние, 2000. 904 с.
122 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2016. № 2