Оценка востребованности показателей современного уровня
точности спутниковой навигации.
Достижение указанного ранее
уровня точности навигационных определений выдвигает, как следу-
ет из многочисленных заявлений представителей Института приклад-
ной астрономии РАН (см. например, “Фундаментальное координатно-
временн´ое обеспечение: 2010–2020 гг.” ИПА РАН, 2010 г., а также ма-
териалы “КВНО-2013”, 15–19 апреля 2013 г. СПб.), требование к точ-
ности фундаментального сегмента КВО на уровне порядка 3 см при
определении положения центра геоида (геоцентра) с погрешностью
не более 1 см, земной СК —
5
∙
10
−
10
(3 мм по координатам), а в части
небесной СК — точность положения должна характеризоваться уров-
нем 0,02 мс дуги для стандарта ICRF и 0,1 мс дуги для геодезических
источников.
Чтобы были понятны условия достижимости таких требований,
отметим, что они не могут быть гарантированы без установки ра-
диомаяков для РСДБ — наблюдений на полюсах Луны, определения
эфемерид тел Солнечной системы — на уровне
10
−
11
, суточной неста-
бильности стандартов частоты и времени от
1
∙
10
−
16
до
5
∙
10
−
17
с и,
наконец, суточного прогноза орбит спутников ГЛОНАСС с точностью
более 1 мм. О несбыточности, по крайней мере, последнего условия,
в принципе, говорить не приходится.
Но если это так, естественно возникает вопрос о практической
обоснованности сформулированных требований по гарантированному
уровню точности ФКВО.
При этом отметим, что соответствующий анализ влияния неопре-
деленности знания параметров КВНО РНСС на основе точности их
требуемого БНО необходимо осуществлять с учетом различий между
теоретически достижимым уровнем точности параметров ФВКО и их
практически реализуемым уровнем точности, определяемым требова-
ниями конкретных (в частности, космических) потребителей.
Отсюда вытекает, как минимум, два аспекта получения ответа на
поставленный вопрос.
1. Существуют ли какие-либо альтернативы повышению уровня
точности ФКВО для достижения желаемого уровня точности навига-
ционных определений потребителей?
2. Какова действительная востребованность современного уровня
точности спутниковой навигации, по крайней мере, со стороны основ-
ных потребительских систем гражданского назначения?
Для лучшего понимания существа первой части обсуждаемого во-
проса ограничимся анализом проблем БНО геостационарных искус-
ственных спутников (ГСИС). Сколь бы точно мы не определяли пара-
метры ФВКО, абсолютной точности их знания добиться невозможно,
а следовательно, практически невозможно и обеспечить выполнения
фактических условий стационарности.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 5 53