Background Image
Previous Page  7 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 15 Next Page
Page Background

Оценка востребованности показателей современного уровня

точности спутниковой навигации.

Достижение указанного ранее

уровня точности навигационных определений выдвигает, как следу-

ет из многочисленных заявлений представителей Института приклад-

ной астрономии РАН (см. например, “Фундаментальное координатно-

временн´ое обеспечение: 2010–2020 гг.” ИПА РАН, 2010 г., а также ма-

териалы “КВНО-2013”, 15–19 апреля 2013 г. СПб.), требование к точ-

ности фундаментального сегмента КВО на уровне порядка 3 см при

определении положения центра геоида (геоцентра) с погрешностью

не более 1 см, земной СК —

5

10

10

(3 мм по координатам), а в части

небесной СК — точность положения должна характеризоваться уров-

нем 0,02 мс дуги для стандарта ICRF и 0,1 мс дуги для геодезических

источников.

Чтобы были понятны условия достижимости таких требований,

отметим, что они не могут быть гарантированы без установки ра-

диомаяков для РСДБ — наблюдений на полюсах Луны, определения

эфемерид тел Солнечной системы — на уровне

10

11

, суточной неста-

бильности стандартов частоты и времени от

1

10

16

до

5

10

17

с и,

наконец, суточного прогноза орбит спутников ГЛОНАСС с точностью

более 1 мм. О несбыточности, по крайней мере, последнего условия,

в принципе, говорить не приходится.

Но если это так, естественно возникает вопрос о практической

обоснованности сформулированных требований по гарантированному

уровню точности ФКВО.

При этом отметим, что соответствующий анализ влияния неопре-

деленности знания параметров КВНО РНСС на основе точности их

требуемого БНО необходимо осуществлять с учетом различий между

теоретически достижимым уровнем точности параметров ФВКО и их

практически реализуемым уровнем точности, определяемым требова-

ниями конкретных (в частности, космических) потребителей.

Отсюда вытекает, как минимум, два аспекта получения ответа на

поставленный вопрос.

1. Существуют ли какие-либо альтернативы повышению уровня

точности ФКВО для достижения желаемого уровня точности навига-

ционных определений потребителей?

2. Какова действительная востребованность современного уровня

точности спутниковой навигации, по крайней мере, со стороны основ-

ных потребительских систем гражданского назначения?

Для лучшего понимания существа первой части обсуждаемого во-

проса ограничимся анализом проблем БНО геостационарных искус-

ственных спутников (ГСИС). Сколь бы точно мы не определяли пара-

метры ФВКО, абсолютной точности их знания добиться невозможно,

а следовательно, практически невозможно и обеспечить выполнения

фактических условий стационарности.

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 5 53