долготе. При этом в рассматриваемый период (начало–середина 80-х
годов прошлого столетия) СКО определения места объекта с помо-
щью указанной системы составляло соответственно 7. . . 25 м, высоты
10. . . 43 м, предельная погрешность измерения радиальной скорости
находилась на уровне 0,06 м/с.
В случае наихудшего расположения рабочего созвездия, СКО уже
возрастало по месту до 100. . . 1000 м, а по высоте до 130 м.
2. Точностные характеристики РНСС подвержены столь быстрым
изменениям, что сопоставление разных систем возможно лишь для
одного и того же малого временн´ого интервала. Последнее обстоя-
тельство обусловлено тем, что на интервале порядка 25 лет точность
навигационных определений с использованием РНСС улучшилась, как
минимум на порядок.
3. Сопоставление уровня точности навигации для различных спут-
никовых систем возможно лишь при наличии хотя бы сходных предпо-
сылок для достижения той же цели, что не всегда принимается во вни-
мание. Как следствие, приводятся результаты сопоставления точност-
ных характеристик ГЛОНАСС с GPS в структуре глобальной системы
WAAS (Wide Area Augmentation System) дифференциальной навига-
ции (GDGPS), использующей до 30 станций в избыточном варианте,
либо минимум 12 станций, гарантированно оптимально расположен-
ных по всей территории земного шара. Достижение соответствующего
“сопоставительного” уровня для ГЛОНАСС окажется возможным при
расширении сети существующих БЗ станций (учитывая антарктиче-
ские) путем их размещения в Австралии, Новой Зеландии, Индоне-
зии, на островах юга Тихого океана, Африке, а также, желательно, в
Южной и Северной Америке.
При всей условности имеющихся оценок все же объективно мож-
но считать [3], что при малых углах затенения (при угле места сигна-
лов до 5
◦
) орбитальная группировка (ОГ) ГЛОНАСС-24, обеспечивая
100%-ную доступность навигации, кроме небольших зон на широтах
±
28
◦
. . .
±
30
◦
, по точности уступает GPS практически на 20%; при
больших углах затенения (угол места
≥
25
◦
, что соответствует город-
ским и горным условиям) ОГ ГЛОНАСС-24 в 1,5–2 раза уступает по
глобальной доступности не только GPS, но и СНС GALILEO-27(EC)
и COMPASS (КНР).
Оставляя в стороне проблемы доступности, выскажем предполо-
жение, что именно имеющееся отставание по точности навигации от
GPS (США) явилось побудительной причиной для формулировки тре-
бования текущего этапа развития ГЛОНАСС, ориентированного на до-
стижение точности навигационных определений до 0,1. . . 0,6 м (СКО),
существенно превосходящую гарантируемую точность эксплуатируе-
мой системы.
52 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 5