что методы спутниковой навигации смогут оказаться здесь конкурен-
тоспособными. Поэтому необходимость достижения миллиметрового
уровня точности СНС применительно к задачам рассматриваемого ти-
па также не очевидна.
Это дает основание считать, что с точки зрения практических за-
просов потребителей спутниковой навигации, по крайней мере гра-
жданского назначения, существующие требования к уровню точности
комплекса средств ФКВО представляются завышенными.
Что же касается обеспечения требуемого уровня точности даже
самых “высокоточных” космических объектов, то, как известно, пере-
оснащаемые в настоящее время средства НАКУ позволяют или по-
зволят уже в ближайшей перспективе осуществлять измерения пара-
метров орбит КА в диапазоне высот 200. . . 40 000 км с точностью (по
уровню предельной ошибки) по дальности 1,0. . . 30,0 м и радиальной
скорости 0,001. . . 0,003 м/с. Такие точности вполне достаточны для
высокоточных навигационных определений большинства существую-
щих типов КА, в частности, например, для удержания спутников связи
типа “Экспресс-А” в допустимой области
±
0
,
05
◦
, предполагающей не-
обходимость определения параметров их орбит на уровне: 0,9 угл. мин
— широту подспутниковой точки; 0,3 угл. мин — долготу подспутни-
ковой точки; 0,15 с — периода обращения спутника.
Такие возможности, в частности, представляются при реализа-
ции однопунктной технологии управления на основе КИС семейства
“Тамань–База”, имеющих [6] следующие основные характеристики:
измерения дальности с предельной погрешностью не более 1 м; изме-
рения углов с межсеансовым разбросом систематической ошибки не
более 0,2. . . 0,5 угл. мин.
Удовлетворение же повышенных требований БНО перспективных
космических средств может быть обеспечено исключительно на осно-
ве привлечения аппаратуры спутниковой навигации.
Изложенное позволяет сделать следующие основные
выводы
.
1. Уровень требований к навигационному обеспечению со стороны
различных категорий потребителей, полученный на основе обобще-
ния данных Радионавигационных планов РФ и США на конец 2010 г.,
дает основание заключить, что ни одна из существующих ПС КВНО
не предполагает необходимости выхода на уровень средних значе-
ний СКО сантиметровых точностей решения задач навигационных
определений с использованием спутниковых навигационных систем.
В связи с этим требования к комплексу средств ФКВО на уровне
знания положения геоцентра с погрешностью, не превосходящей 1 см,
земной СК —
5
∙
10
−
10
(3 мм по координатам), небесной СК — 0,02 мс
дуги для стандарта ICRF и 0,1 мс дуги для геодезических радиоисточ-
ников, представляются завышенными.
58 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 5