Для того чтобы выполнить требуемые корректирующие маневры
удержания спутника на заданной долготе и широте с минимальны-
ми энергетическими затратами и достаточной точностью, необходи-
мо иметь наиболее достоверную информацию о параметрах реальной
орбиты. Процесс навигации опирается на проведение измерений те-
кущих навигационных параметров (ИТНП) с помощью специальных
измерительных средств и статистическую обработку результатов из-
мерений с использованием наиболее рациональных математических
моделей и вычислительных схем, входящих в состав реализуемого
БНО.
При этом для большинства практических применений ГИСЗ, в
принципе, оказывается достаточным учет влияния следующих воз-
мущений:
— составляющих силы ГПЗ с удержанием гармоник сферических
функций геопотенциала не выше 8-го порядка (при известности пара-
метров 36 гармоник для модели WG84 и 70 для модели EGM96);
— гравитационного притяжения Солнца и Луны как точечных масс;
— прямого светового давления;
— ошибок реализации вектора тяги КДУ (модуля и ориентации).
Что же касается ответа на вторую часть поставленного вопроса,
то он требует детального рассмотрения требований к навигационному
обеспечению различных гражданских объектов, осуществляемому, в
частности, с помощью СРНС, сформулированных в Радионавигаци-
онном плане РФ, утвержденном приказом Минпромторга РФ № 118 в
редакции приказа № 1177 Минпромторга РФ от 31 августа 2011 года.
Соответствующие данные, приведенные в Радионавигационном
плане РФ, мало отличаются от требований аналогичных националь-
ных радионавигационных планов других стран, в частности США [5].
Из данных обобщенных требований практически по большинству
ПС КВНО следует, что ни одна из рассмотренных потребительских си-
стем не предполагает необходимости выхода на уровень средних зна-
чений СКО сантиметровых точностей решения задач навигационных
определений с использованием спутниковых навигационных систем.
В качестве исключения могут быть отмечены лишь предельные
(максимальные) уровни точности погрешностей определения при за-
ходе и посадке авиационных средств по категориям ИКАО (max 0,2 м,
min 2 м) и перспективные уровни точности маневрирования и прове-
дения спецработ в акватории водоемов и портов (max 0,1 м, min 3,5 м).
Подчеркнем еще раз, что речь идет о предельных уровнях точности,
которые в большинстве случаев не принято закладывать в проектные
разработки.
Отдельного внимания заслуживают требования ПС геодезического
обеспечения и высокоточного мониторинга смещений сложных инже-
нерных сооружений.
56 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 5