Рис. 5. Расчетная (NS) и экспериментальная (VK) зависимости коэффициента
демпфирования от угла атаки, полученные на модели VK (см. рис. 1,
в
) при
числе Маха набегающего потока
M
∞
= 1
,
5
численно (рис. 5). Сравнение выполнено по зависимости производной
момента тангажа от угла атаки (на рис. 5 упомянутая производная обо-
значена как
m
a
z
, в оригинальной работе [9] —
C
mq
+
C
ma
).
Представленное на рис. 5 сравнение расчетной и эксперименталь-
ной зависимостей позволяет отметить принципиальную возможность
получения инженерных оценок по приведенному подходу с учетом
интервала экспериментальной погрешности — 10. . . 30% [9].
Заключение.
Представлены нестационарные аэродинамиче-
ские характеристики цилиндрических тел различного удлинения
(
l
=
l/D
= 0
,
5
,
2
,
8
и 10), полученные в результате численного ре-
шения сопряженной задачи динамики свободного углового движения
относительно центра масс модели и аэродинамики. Сравнение стаци-
онарных и нестационарных фрагментов картин течения в окрестности
рассмотренных моделей позволило отметить и количественно оха-
рактеризовать ряд различий в топологии линий тока, что объясняет
возникновение аэродинамического гистерезиса и демпфирующего и
антидемпфирующего аэродинамических моментов тангажа при ма-
лых углах атаки. Для числа Маха M
= 1
,
5
проведено сравнение
зависимостей коэффициентов демпфирования от угла атаки и устано-
влены количественные показатели влияния удлинения на отмеченные
моментные зависимости.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Кобелев В.Н.
,
Милованов А.Г.
Средства выведения космических аппаратов. М.:
Рестар, 2009. 528 с.
2.
Нестационарная
аэродинамика баллистического полета / Ю.М. Липницкий,
А.В. Красильщиков, А.Н. Покровский, В.Н. Шманенков. М.: ФИЗМАТЛИТ,
2003. 176 с.
3.
Белоцерковский С.М.
,
Срипач Б.К.
,
Табачников В.Г.
Крыло в нестационарном
потоке. М.: Наука, 1971. 768 с.
4.
Гуженко Г.А.
Метод искривленных моделей и применение его к изучению кри-
волинейного полета воздушных кораблей // Труды ЦАГИ. 1934. Вып. 182. 64 с.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 5 11