Background Image
Previous Page  7 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 10 Next Page
Page Background

α

rh

1

Z

0

m

˙

α

z

(

α

)

=

α

A

Z

α

rh

1

m

˙

α

z

(

α

)

dα.

Значения антидемпфирования в окрестности нулевого угла атаки

различны для разных моделей и монотонно убывают с ростом удлине-

ния тела от 3,5 до 0,9 (рис. 4). Однако значения критического угла атаки

(

α

кр1

) и, следовательно, амплитуды автоколебаний (

α

А

) изменяются с

ростом удлинения не монотонно, а имеют максимум, характерный для

тел вращения среднего удлинения (D2). Учитывая нелинейный харак-

тер зависимостей (см. рис. 4), в случае их аппроксимации представля-

ется возможным как для проектных оценок в части нестационарной

аэродинамики плохообтекаемых тел, так и для баллистических расче-

тов изделий определелять соответствующую форму и прогнозировать

поля падения.

В качестве первого теста, подтвердившего достоверность числен-

ного расчета стационарных аэродинамических характеристик, было

выполнено сравнение коэффициентов продольной и нормальной сил

при различных углах атаки, полученных численно и экспериментально

[8] (таблица). Там же приведены значения относительной погрешно-

сти для каждого расчетного значения.

Зависимости аэродинамических коэффициентов от угла атаки, полученные

для модели D3 по результатам вычислительных и трубных испытаний [8]

Аэродинамические коэффициенты

Угол атаки

α

= 1

α

= 5

α

= 7

α

= 10

C

АДТ

x

=

X/

(

qS

M

)

1,509

1,5

1,495

1,49

C

расчет

x

1,4773 1,415 1,44635 1,446

(

C

расчет

x

C

АДТ

x

)

/C

АДТ

x

, %

4,09

5,67

3,254

2,95

C

АДТ

y

=

X/

(

qLD

)

0,0075 0,04

0,0065

0,092

C

расчет

y

0,0077 0,0367 0,0606 0,0948

(

C

расчет

y

C

АДТ

y

)

/C

АДТ

y

, %

9,267 – 8,25

8,323

3,04

Приведенная таблица позволяет сказать о хорошем качественном

согласовании расчетных и экспериментальных зависимостей в интер-

вале углов атаки от 0 до 10

при максимальном относительном рас-

согласовании по коэффициенту продольной силы менее 5,7%, а по

коэффициенту аэродинамической нормальной силы — менее 9,3%.

В качестве второго теста были рассмотрены результаты исследова-

ния свободных колебаний модели СА “Викинг” (см. рис. 1) выполнен-

ные в аэродинамических установках института фон Кармана, а также

10 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 5