Background Image
Previous Page  2 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 10 Next Page
Page Background

трасс выведения приводят к выдвижению новых, более жестких требо-

ваний как к определению размеров зон падения отработавших элемен-

тов ракет-носителей космического назначения (РКН), так и к способам

их сокращения [1]. В связи с этим важной и актуальной проблемой

наземной отработки РКН становится определение стационарных и не-

стационарных аэродинамических характеристик отделяемых элемен-

тов и в первую очередь моментных зависимостей. Именно поэтому це-

лью настоящей работы стало определение аэродинамических характе-

ристик цилиндрических моделей различного удлинения (рис. 1,

а

,

б

,

г

)

при малых сверхзвуковых скоростях.

Цилиндрические модели, имеющие плоский торец, являются

плохообтекаемыми телами, а их обтекание нередко связано с обра-

зованием развитых отрывных зон, что не дает возможности непо-

средственно использовать классические подходы [2–4] из-за неод-

нозначности (аэродинамического гистерезиса) и нелинейности ряда

зависимостей, и позволяет отметить определенную научную новизну

представленной работы.

Рис. 1. Трехмерные модели поверхности объектов исследования:

а

— системы координат и границы расчетной области, используемые для расчета

характеристик тела вращения среднего удлинения (

l

= 2

, далее D2), угол

ϕ

связыва-

ет подвижную и неподвижную системы координат;

б

— фрагмент расчетной сетки

в окрестности модели малого удлинения (

l

= 0

,

5

, далее D1);

в

— поверхностная

модель КА “Викинг” (далее VK);

г

— элементы картины течения в окрестности

модели большого удлинения (

l

= 10

, далее D3)

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 5 5