трасс выведения приводят к выдвижению новых, более жестких требо-
ваний как к определению размеров зон падения отработавших элемен-
тов ракет-носителей космического назначения (РКН), так и к способам
их сокращения [1]. В связи с этим важной и актуальной проблемой
наземной отработки РКН становится определение стационарных и не-
стационарных аэродинамических характеристик отделяемых элемен-
тов и в первую очередь моментных зависимостей. Именно поэтому це-
лью настоящей работы стало определение аэродинамических характе-
ристик цилиндрических моделей различного удлинения (рис. 1,
а
,
б
,
г
)
при малых сверхзвуковых скоростях.
Цилиндрические модели, имеющие плоский торец, являются
плохообтекаемыми телами, а их обтекание нередко связано с обра-
зованием развитых отрывных зон, что не дает возможности непо-
средственно использовать классические подходы [2–4] из-за неод-
нозначности (аэродинамического гистерезиса) и нелинейности ряда
зависимостей, и позволяет отметить определенную научную новизну
представленной работы.
Рис. 1. Трехмерные модели поверхности объектов исследования:
а
— системы координат и границы расчетной области, используемые для расчета
характеристик тела вращения среднего удлинения (
l
= 2
, далее D2), угол
ϕ
связыва-
ет подвижную и неподвижную системы координат;
б
— фрагмент расчетной сетки
в окрестности модели малого удлинения (
l
= 0
,
5
, далее D1);
в
— поверхностная
модель КА “Викинг” (далее VK);
г
— элементы картины течения в окрестности
модели большого удлинения (
l
= 10
, далее D3)
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 5 5