Рис. 3. Достаточная для воспламенения горючих мощность свечи КС-2 и
температура ее нити накаливания
Выполненные эксперименты показали, что газообразное топливо
O
2
−
H
2
надежно воспламеняется от калильной свечи при изменении
соотношения компонентов топлива и давления в камере РДМТ в широ-
ком диапазоне. В результате испытаний экспериментальных образцов
кислородно-водородных РДМТ, оснащенных калильной свечой КС-2,
выполнено более двух тысяч успешных запусков без пропусков за-
жигания. Эксперименты с реализацией импульсных режимов работы
двигателей показали, что изменение в широких пределах скважности
импульсов не сказывается на надежности запуска двигателя.
Эксперименты с воспламенением керосина и этанола также пока-
зали высокий уровень воспроизводимости запусков двигателя, в том
числе при проведении испытаний с запуском в атмосферных услови-
ях, что усложняет задачу из-за вялого процесса испарения жидкого
горючего в предвоспламенительный период.
Выполненный объем экспериментов с применением метана выявил
проблемы с реализацией стабильного воспламенения топлива калиль-
ной свечой КС-2. Вероятной причиной имевших место незапусков
экспериментальных образцов двигателей является существенно более
узкий, по сравнению с водородом, концентрационный диапазон вос-
пламенения кислородно-метановой смеси, для реализации которого
требуется более тщательная дозировка поступления окислителя и го-
рючего в полость воспламенения.
В реальных условиях способность нагретой поверхности воспла-
менять топливо зависит от значительного числа физико-химических
и газодинамических параметров системы. В частности, на температу-
ру воспламенения существенное влияние оказывают: каталитические
свойства материала тепловыделяющего элемента; скорость течения
среды относительно нагретой поверхности свечи; характерный раз-
мер нагревательного элемента.
62 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 2