Для решения некоторых задач управления РБ при использовании
двигателей рассматриваемого класса может быть применено следую-
щее простое решение. В составе РБ эти двигатели в полете выполняют
функции ориентации и стабилизации объекта (СОС), а также созда-
ют осевую перегрузку (СОЗ) для разделения жидкой и газовой фаз
компонентов топлива в баках перед каждым включением маршевого
двигателя. В задачах СОС, когда двигатели должны постоянно на-
ходиться в состоянии готовности к работе, тепловая инерционность
калильной свечи может быть скомпенсирована поддержанием ее в ра-
бочем режиме в течение всего срока активного существования объ-
екта (обычно не более суток). Оценки показывают, что при потребле-
нии одним двигателем мощности
∼
3
Вт суммарное энергопотребление
шести двигателей СОС за сутки составит не более
0
,
5
кВт
∙
ч, что мо-
жет быть обеспечено автономным источником питания массой
∼
2,5 кг.
Электропотребление еще двух двигателей СОЗ, которые работают по
программе с реализацией нескольких длительных включений при от-
сутствии повышенных требований к динамическим характеристикам,
пренебрежимо мало.
Таким образом, выполненный объем исследований эффективности
применения калильной системы для воспламенения топлив на основе
газообразного кислорода с горючими: водородом, керосином, этано-
лом, а также разработанные мероприятия по решению двигателями
динамических задач управления объектами позволяют положительно
оценивать перспективы использования этого воспламенителя в пер-
спективных конструкциях РДМТ.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Кочанов А.В.
,
Клименко А.Г.
Камера ракетного двигателя малой тяги, работа-
ющего на двухкомпонентном несамовоспламеняющемся газообразном топливе
(варианты). Патент РФ № 2369766, МПК F02 К 9/95, приоритет 7.05.2008, ре-
гистрация 10.10.2009.
2.
Кочанов А.В.
,
Клименко А.Г.
Способ работы камеры ракетного двигателя малой
тяги. Патент РФ № 2477383, МПК F02K9/52, F02K9/95, приоритет 18.10.2011,
регистрация 10.03.2013.
3.
Брозе Д.Д.
Сгорание в поршневых двигателях. М.: Машиностроение, 1969.
248 с.
4.
Разработка
конструкции калильного узла зажигания и экспериментальное ис-
следование запуска РДМТ. . . // НТО инв. № 37550в в НТБ ГНЦ ФГУП “Центр
Келдыша”, 2004.
5.
Экспериментальные
исследования запуска и стабильности работы РДМТ-У с
калильным узлом зажигания. . . // НТО инв. № 37738в в НТБ ГНЦ ФГУП “Центр
Келдыша”, 2005.
6.
Кочанов А.В.
,
Клименко А.Г.
Исследование проблем создания ракетных двига-
телей малой тяги на экологически чистых газообразных топливах // Вестник
МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2006. № 3(64). С. 64–73.
7.
Хитрин Л.Н.
Физика горения и взрыва. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова,
1957. 442 с.
66 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 2