Background Image
Previous Page  4 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 11 Next Page
Page Background

Использование электрических систем зажигания (ЭСЗ) связано с

расходованием электроэнергии, современный уровень удельных ха-

рактеристик источников которой требует рационального ее исполь-

зования. В условиях работы РДМТ экономия электроэнергии может

достигаться, с одной стороны, сокращением рабочего цикла ЭСЗ на

осуществление одиночного запуска, с другой стороны, — реализацией

воспламенения при минимальной потребляемой мощности.

Первый путь в большинстве случаев малоэффективен, так как

продолжительность рабочего цикла ЭСЗ определяется совершенством

процесса воспламенения топлива. При работе на импульсных режи-

мах и режимах одиночных включений небольшой продолжительности

(50. . . 100 мс) для гарантированного воспламенения топлива необхо-

димый рабочий цикл ЭСЗ будет сопоставим с продолжительностью

импульса тяги. А поскольку такие режимы являются основными в

циклограмме работы РДМТ, осуществляющих ориентацию и стабили-

зацию положения объектов в пространстве, то эффективность такого

мероприятия будет весьма ограниченной.

Наиболее рациональный путь экономии электроэнергии связан с

воспламенением топлива при минимальной потребляемой мощности

ЭСЗ. В некоторой степени снижению удельных характеристик энер-

гопотребления могут способствовать свойства самого топлива, когда

способность к воспламенению конкретного горючего в среде конкрет-

ного окислителя достаточно высока. В этом отношении благоприятные

свойства имеет водород при инициализации горения в среде кислоро-

да [3]. Для инициирования воспламенения других потенциально при-

менимых в РДМТ горючих требуется существенно б ´ольшая мощность.

Независимо от природы топливной композиции уменьшить затраты

электроэнергии можно за счет рациональной организации процесса

зажигания.

С учетом специфики рассматриваемых РДМТ наиболее перспек-

тивными следует признать электроискровые, калильные и лазерные

системы воспламенения как системы, имеющие достаточную эффек-

тивность воспламенения топлив. В таблице приведены основные про-

ектные и прогнозируемые параметры указанных систем воспламене-

ния.

Электроискровые системы воспламенения обеспечивают высокую

динамику запуска двигателей, требуют мало времени на подготовку к

включению и имеют достаточный ресурс работы. Вместе с тем, масса

и габаритные размеры электроискровых агрегатов зажигания доста-

точно велики из-за необходимости повышения напряжения от борто-

вого (несколько десятков вольт) до разрядного (нескольких десятков

киловольт) и организации защиты от пробоев и электромагнитных по-

мех. Так, при реализации проекта орбитального корабля (ОК) “Буран”

60 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 2