Рис. 5. Значения коэффициентов гидравлического сопротивления для условий
испытаний макета ТВС ЦЗ:
1
— модель Новендстерна;
2
— модель Бишопа;
3
— модель Чена;
4
— модель
Соболева;
5
— модель Реме;
6
— модель Маркли;
7
— эксперимент
Рис. 6. Значения коэффициента гидравлического сопротивления для условий
испытания макета ТВС ПЗ:
1
— модель Соболева;
2
— модель Бишопа;
3
— модель Чена;
4
— модель Маркли;
5
— модель Реме;
6
— модель Новендстерна;
7
— эксперимент
геометрии периферийной зоны — близки зависимостям Чена и Тодре-
са [23] (
λ
=
C
f
Re
−
0
,
18
). Можно сделать вывод, что при увеличении
высоты ребер их турбулизирующее влияние на гидравлические поте-
ри в пучках стержней уменьшается, поток развивается как в эквива-
лентной круглой гладкой трубе. Напротив, при уменьшении высоты
ребер возрастает роль их турбулизирующего влияния типа автомо-
дельных местных потерь, при этом ослабевает зависимость от числа
Рейнольдса.
Результаты численного моделирования, находящиеся в хорошем
соответствии с полученными экспериментальными данными, показы-
вают, что имеют место периодические составляющие в изменении
статического давления на участке квазистационарного течения, обу-
словленные закруткой потока дистанционирующими ребрами.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 2 13