АТОМНОЕ РЕАКТОРОСТРОЕНИЕ,
МАШИНЫ, АГРЕГАТЫ И ТЕХНОЛОГИЯ
МАТЕРИАЛОВ АТОМНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
УДК 621.039.517
ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУЧКОВ СТЕРЖНЕЙ
ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩИХ СБОРОК РЕАКТОРНОЙ УСТАНОВКИ
БРЕСТ-ОД-300
Д.В. Фомичев
1
,
В.И. Солонин
2
1
ОАО “НИКИЭТ”, Москва, Российская Федерация
e-mail:
fomichev@nikiet.ru2
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация
e-mail:
en7.power@bmstu.ruПриведены результаты численного моделирования течения в 37-стержневых
макетах топливных элементов, дистанционированные двухзаходной трапеци-
евидной навивкой, применительно к реакторной установке БРЕСТ-ОД-300. По-
лучены данные о высотном распределении статического давления в объеме
макетов, зависимости для определения коэффициентов гидравлического сопро-
тивления пучков стержней. Даны рекомендации по применению замыкающих
моделей турбулентности, доступных в CFD-пакете ANSYS Fluent. Проведен
сравнительный анализ с имеющимися эмпирическими зависимостями по опре-
делению коэффициентов гидравлического сопротивления. Показано соответ-
ствие расчетных и экспериментальных данных. Представлены анализ экспе-
риментальных данных и результаты численного моделирования гидродинами-
ческих характеристик пучков стержней тепловыделяющих сборок реакторной
утановки БРЕСТ-ОД-300.
Ключевые слова
:
ядерная опытно-демонстрационная установка, тепловыделяю-
щая сборка, вычислительная гидродинамика.
PIN BUNDLES HYDRAULIC CHARACTERISTICS OF THE BREST-OD-300
WIRE-SPACED FUEL SUBASSEMBLIES
D.V. Fomichev
1
,
V.I. Solonin
2
1
JRC “NIKIET”, Moscow, Russian Federation
e-mail:
fomichev@nikiet.ru2
Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation.
e-mail:
en7.power@bmstu.ruFindings from numerical simulation of the flow in 37-rod fuel assembly model spaced
by a double-wire tapered wrapping as applied to the BREST-OD-300 reactor plant,
are presented. Data on a static pressure heightwise distribution within the dummies,
and dependencies for determining the fuel bundle flow friction factors are obtained.
Recommendations are provided on using the closing turbulence models available in
the ANSYS Fluent CFD package. A comparative analysis is performed against the
existing empirical dependencies for determining the flow friction factors. The calcu-
4 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 2