двигателя. Приведены скоростные характеристики газодизеля, работающего
на сжиженном нефтяном газе (пропан-бутановая смесь) и на ДМЭ, а также
зависимости показателей газодизеля, работающего на ДМЭ, от нагрузочно-
го режима работы газодизеля. Подтверждена работоспособность созданной
двухтопливной системы питания газодизеля.
В.А. Марков, С.Н. Девянин, Е.Ф. Поздняков, В.И. Шатров, С.П. Шим-
ченко (МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГАУ им. В.П. Горячкина, ЗАО “Форант-
Сервис”, г. Ногинск) представили доклад “Автономный энергетический ком-
плекс для выработки электроэнергии с дизельным двигателем, работающим
на биогазе”. Отмечено, что биогаз является перспективным альтернативным
моторным топливом и может быть получен из различного сырья — твердых
бытовых отходов, городских сточных вод, отходов деревообрабатывающей
промышленности, отходов растениеводства и животноводства. Наиболее
привлекательным представляется использование для производства биогаза
навоза крупного рогатого скота. Это объясняется возможностью комплексно-
го использования отходов сельскохозяйственного производства — из навоза в
биореакторах можно получить биогаз и одновременно ценные органические
удобрения, позволяющие заметно повысить урожайность сельскохозяйствен-
ных культур. Приведены физико-химические свойства биогаза и их сравне-
ние с аналогичными свойствами природного газа и нефтяного дизельного
топлива. Рассмотрены технологии получения биогаза из отходов сельско-
хозяйственного производства. Показана зависимость содержания метана в
биогазе от вида сырья, применяемого для его производства. Представлена
схема автономного энергетического комплекса для выработки электроэнер-
гии энергетическим комплексом, работающим на биогазе.
В докладе С.П. Шимченко, В.А. Маркова, С.Н. Девянина (МГТУ
им. Н.Э. Баумана, МГАУ им. В.П. Горячкина) “Работа дизельного двигате-
ля на биогазе с запальной дозой биодизельного топлива” рассматривается
возможность применения в качестве основного моторного топлива биога-
зовой смеси, которая в объеме цилиндра воспламеняется запальной дозой,
состоящей из дизельного топлива 80% (ДТ) и 20% метилового эфира
рапсового масла (МЭРМ). Приведен анализ показателей работы газовых
двигателей с принудительным искровым воспламенением рабочего тела,
адаптированных для работы на биогазе, и двигателей с двухтопливным
(газодизельным) процессом при аналогичной адаптации. Показано влияние
особенностей протекания процесса сгорания на экологические показатели и
характеристики тепловыделения при работе дизеля на альтернативном топ-
ливе. Проведены расчеты расходов биозаза и смеси ДТ и МЭРМ, суммарной
теплоты сгорания указанных топлив, коэффициента избытка воздуха двух-
топливного (газодизельного) процесса. Установлено влияние на выбросы
вредных веществ с ОГ нагрузочного режима работы дизельного двигателя,
питаемого биогазом с запальной дозой 80% ДТ и 20% МЭРМ.
С.М. Крутиев, В.С. Епифанов (МГАВТ) сделали доклад “О диагностиро-
вании топливной аппаратуры двигателя путем анализа отработавших газов
по светопроницаемости и спектру поглощения”. Отмечено, что на судах реч-
ного флота необходимы системы диагностики, позволяющие предупредить
поломки и отказы двигателя. В настоящее время решение этих задач отво-
дится планово-предупредительному ремонту, в результате которого не всегда
обеспечивается безотказность двигателя в условиях эксплуатации. Системы
диагностики в целом не позволяют определить саму неисправность, а лишь
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2014. № 5 135