сигнализируют о том, что контролируемый диагностический параметр вы-
шел за допустимые пределы. Многие неисправности имеют схожие диагно-
стические параметры, вследствие чего возможны длительный поиск неис-
правности, лишние работы по замене еще годных деталей на новые. Цель
проведенного исследования заключалась в разработке методов диагностики
топливной аппаратуры дизельного двигателя речного судна в условиях экс-
плуатации. Наиболее значимые параметры дизеля выбирались путем анализа
статистики причин отказов. Были определены основные диагностические па-
раметры и их изменение при наиболее часто встречающихся неисправностях.
В качестве уточняющих параметров предложена дымность и цвет ОГ. Исходя
из того, что человек по цвету ОГ даже невооруженным глазом может опреде-
лить неисправность, используя небольшой дополнительный ряд диагности-
ческих параметров, можно сделать заключение, что цвет (спектр видимых
излучений) является важным диагностическим параметром, характеризую-
щим химический состав газов. В результате создана матрица неисправностей
с использованием диагностических приборов двигателя и дымомера. Кроме
того, предложен новый вариант прибора, способного анализировать не толь-
ко светопроницаемость, но и видимый спектр ОГ.
В.С. Акимов, А.С. Кулешов, В.А. Марков, А.Ю. Яковчук, Т. Янхунен
(T. Janhunen) (МГТУ им. Н.Э. Баумана, ЦИАМ им. П.И. Баранова, фирма
AumetOy, Финляндия) представили доклад “Численные исследования впрыс-
кивания и распыливания топлива форсункой штифтового типа в двигателе с
HCCI-процессом”. Отмечено, что одним из методов решения задач повыше-
ния топливной экономичности и снижения выбросов вредных веществ с ОГ
является развитие новых способов организации рабочего процесса поршне-
вых ДВС, к которым относится и организация сгорания гомогенной топли-
вовоздушной смеси. Такой рабочий процесс, называемый
HCCI
-процессом,
дает существенное снижение удельного расхода топлива и обеспечивает ра-
дикальное уменьшение выброса в атмосферу оксидов азота из-за снижения
локальных температур в зоне горения, а также обеспечивает снижение эмис-
сии твердых частиц из-за полного испарения капель. Проблема заключается
в том, чтобы удержать заряд от преждевременного самовоспламенения и
обеспечить начало сгорания в нужный момент, для чего рассматриваются
несколько технологий, включая концепцию
z-engine
. Для подготовки гомо-
генной смеси топливо должно быть впрыснуто в среду с малым давлением.
В этих условиях большая дальнобойность струи обычной дизельной фор-
сунки приводит к попаданию топлива на стенки цилиндра, поэтому для
HCCI процесса целесообразно применять форсунку штифтового типа, фор-
мирующую компактную, конусообразную струю топлива. Объем цилиндра,
охваченный этой струей, во многом зависит от давления впрыскивания и
геометрии распылителя. Процессы формирования и развития струи топлива
штифтовой форсунки недостаточно изучены. При численных исследованиях
этих процессов изучено влияние различных факторов на развитие струй
топлива внутри цилиндра. Для этого смоделирован процесс впрыскивания
штифтовой форсункой, условно разделенный на два этапа: течение топлива
в каналах распылителя форсунки и развитие струй топлива внутри цилин-
дра. В качестве граничного условия на входе в расчетную область была
задана зависимость давления впрыскивания от времени. Параметры газа в
цилиндре во время впрыскивания взяты из результатов расчета рабочего про-
цесса
z-engine
. Получены показатели динамики развития струи и мелкости
136 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2014. № 5