Н.Н. Патрахальцев, А.А. Савастенко, Р.О. Камышников, Т.С. Аношина
(Российский университет дружбы народов) представили доклад “Система
регулирования дизеля изменением его рабочего объема”. В условиях эксплу-
атации современные дизели транспортных средств, тракторов и мобильных
сельскохозяйственных машин длительное время работают на режимах малых
нагрузок и холостых ходов. При этом удельные, а также путевые расходы
топлива существенно возрастают в сравнении с расходами, свойственными
режимам средних и повышенных нагрузок. Одним из методов повышения
экономичности таких режимов является регулирование нагрузки дизеля из-
менением его рабочего объема. В простейшем случае такое регулирование
достигается путем отключения–включения части цилиндров или рабочих
циклов. Одной из систем, реализующих такое регулирование, является си-
стема топливоподачи с регулированием начального давления (РНД) топлива
в линиях высокого давления и электромагнитного управления клапанами
РНД. Особенностью системы является возможность использования низко-
вольтного напряжения, свойственного электрооборудованию транспортных
средств (12–36 вольт), так как клапан РНД работает с использованием вол-
новых процессов в линиях высокого давления топливных систем. Таким
образом, открытие клапана РНД происходит за счет перепада давления на
нем, возникающем при отсечке подачи топлива штатным топливным насо-
сом высокого давления (ТНВД), а удержание клапана в открытом состоянии
для пропуска подачи топлива в дизель в очередном цикле топливоподачи
происходит с помощью электромагнитной катушки. Экспериментальные ис-
следования такого выключателя подачи топлива подтвердили возможность
отключения подачи на время, сравнимое со временем одного цикла.
Н.Н. Патрахальцев, И.А. Петруня, Э.А. Савастенко, Т.С. Аношина (Рос-
сийский университет дружбы народов) представили доклад “Возможности
снижения путевого расхода топлива двигателем транспортного средства, дли-
тельное время работающим на режимах малых нагрузок”. В современных
условиях эксплуатации двигатели транспортных средств длительное вре-
мя работают при малых нагрузках, что приводит к повышенному расходу
топлива. Известен метод повышения экономичности таких режимов путем
отключения части цилиндров или циклов. Оценить возможности экономии
топлива в таких условиях можно, используя паспортные универсальные
(многопараметровые) характеристики двигателя, на которых нанесены пара-
метрические кривые постоянных удельных расходов топлива. Однако если
этот двигатель регулируется изменением рабочего объема (например, от-
ключением цилиндров или циклов), то эти характеристики необходимо снаб-
дить ординатой удельной работы двигателя, так как двигатель в этом случае
регулируется не изменением положения рейки ТНВД, а изменением его ра-
бочего объема. Таким образом, если двигатель полноразмерный и такой же,
но с частью отключенных цилиндров, выполняют на данном режиме одина-
ковую полную работу, то выполняемая ими удельная работа, как отношение
полной к рабочему объему работающих (активных) цилиндров, будет разной.
Повышение нагрузки активных цилиндров приводит к росту экономичности
режима.
В докладе Л.Н. Голубкова, Н.А. Соленова, Д.А. Михальченко, П.В. Душ-
кина (МАДГТУ “МАДИ”) рассмотрен комплекс математических моделей и
программ расчета топливоподачи и рабочих процессов дизеля, дополненный
математической моделью и программой гидродинамического расчета акку-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2014. № 5 131