Направления совершенствования систем автоматического управления и регулирования теплоэнергетических установок - page 2

Keywords
:
heat and power plants, combustion engines, diesel engines, automatic-
control systems, automatic-regulation systems.
Системы автоматического управления и регулирования давно стали не-
отъемлемой частью теплоэнергетических установок. Их совершенствование
позволяет удовлетворить все возрастающие требования к мощностным и
динамическим показателям этих установок, топливной экономичности уста-
новок и экологическим характеристикам — выбросам вредных веществ с от-
работавшими газами (ОГ). При этом современные системы автоматического
регулирования и системы автоматического управления (САР и САУ) явля-
ются комплексными системами, обеспечивающими взаимосвязанное упра-
вление параметрами различных элементов теплоэнергетической установки,
в частности, двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Как правило, совре-
менные САР и САУ построены на базе микропроцессорной техники, что
обеспечивает гибкое адаптивное управление указанными параметрами.
Председательствующий д-р техн. наук, профессор А.Г. Кузнецов (МГТУ
им. Н.Э. Баумана) в своем выступлении отметил все возрастающую роль те-
плоэнергетических установок и важность дальнейших исследований, напра-
вленных на создание и совершенствование электронных САР и САУ. В связи
с кончиной постоянных участников семинара — профессоров В.И. Толшина
и В.Н. Шапрана, доцента Л.Л. Михальского председательствующий еще раз
отметил их значительный вклад в становление семинара и активное участие
в работе ВНТС.
В докладе А.Г. Кузнецова, С.В. Харитонова, А.А. Латочкина, В.С. Скибо
(МГТУ им. Н.Э. Баумана) “Моделирование процессов управления транспорт-
ной установкой с дизелем и электрической трансмиссией” представлена мо-
дель энергетической установки с дизелем и электрической трансмиссией для
транспортного средства. Верификация модели, проведенная по результатам
испытаний дизель-генератора, подтвердила работоспособность разработан-
ной модели. Проведено моделирование переходных процессов изменения
параметров транспортной установки при различных способах управления,
в том числе, предусматривающих работу дизеля на режимах с наилучшей
топливной экономичностью.
А.Г. Кузнецов, Д.С. Ворнычев, С.В. Харитонов (МГТУ им. Н.Э. Баумана)
представили доклад “К вопросу использования нейронных сетей при раз-
работке систем управления двигателями”. Рассмотрены возможные напра-
вления использования нейронных сетей при проектировании двигателей и
их систем. Представлены результаты использования нейронных сетей при
описании функциональных зависимостей между параметрами рабочего про-
цесса комбинированного двигателя, решении дифференциальных уравнений
модели двигателя и разработке регулятора частоты вращения вала двигателя.
Сформулированы проблемы, возникающие при использовании нейронных
сетей при проектировании двигателей.
Д.А. Епанешников, Ю.Е. Хрящев (Ярославский государственный техни-
ческий университет) в докладе “Регулятор минимальной частоты вращения
холостого хода с функциями автоподстройки при помощи искусственной
нейронной сети” решили задачу обеспечения устойчивой работы дизель-
ного двигателя на режимах минимального холостого хода в течение все-
го срока эксплуатации путем применения адаптивного пропорционально-
интегрально-дифференциального регулятора (ПИД-регулятора). Для этого
были проведены анализ наиболее известных методик определения коэффи-
128 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2014. № 5
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,...14
Powered by FlippingBook