разрабатываемых алгоритмов на локальном компьютере. Использование си-
стемы измерения и симуляции ETAS ES1000 позволяет проводить испытание
прототипа системы управления на реальном объекте. Описанный подход по-
зволяет сократить затраты средств и времени на разработку САУ.
Доклад В.П. Антипина, Е.Н. Власова, М.Я. Дурманова, А.Ю. Епифановой
“Энергозатраты и ресурс поршневого двигателя при неустановившихся ре-
жимах нагружения” (Санкт-Петербургский государственный лесотехниче-
ский университет) посвящен исследованиям дизеля ЯМЗ-238НД5 при не-
установившихся режимах нагружения на специальном тормозном стенде,
защищенном авторскими свидетельствами. В результате получены частот-
ные характеристики (ЧХ) часового расхода топлива и скорости изнашивания
пар трения, а также амплитудно-частотные характеристики частоты враще-
ния коленчатого вала, давления масла в главной масляной магистрали, мо-
мента механических потерь в парах трения двигателя. Определена собствен-
ная (резонансная) частота колебаний по вышеперечисленным показателям,
равная 5,0 с
−
1
(0,8 Гц). Разработана математическая модель подрессоренной
массы машинно-тракторного агрегата (МТА) на базе трактора К-744Р-05
с двигателем ЯМЗ-238НД5 в транспортном режиме. В результате устано-
влено, что подрессоренная масса МТА имеет две резонансных частоты —
7,5 с
−
1
(1,19 Гц) и 14,8 с
−
1
(2,36 Гц), близких к собственной частоте двига-
теля (5,0 с
−
1
). Выполнены расчеты ЧХ часового расхода топлива и скоро-
сти изнашивания пар трения двигателя с учетом нагружения от колебаний
МТА в продольно-вертикальной плоскости. В результате установлено, что
на всех трех собственных частотах двигателя — 5,0 с
−
1
, 7,5 с
−
1
и 14,8 с
−
1
— подрессоренной массы МТА наблюдается существенное увеличение часо-
вого расхода топлива и скорости изнашивания пар трения двигателя. Дано
объяснение природы аномальных явлений и предложены пути их снижения.
В докладе С.В. Гусакова, В.А. Новикова (Российский университет друж-
бы народов) “О возможностях восстановления давления в цилиндре во вре-
мя рабочего хода по неравномерности вращения коленчатого вала двига-
теля”) отмечено, что при диагностировании современных автомобильных
ДВС предпочтение отдается безразборным методам диагностики. Такие ме-
тоды позволяют снизить временные и материальные затраты на поиск не-
исправностей двигателя. Число источников информации при таком методе
ограничено и на первое место выходят алгоритмы анализа получаемой ин-
формации и оценка достоверности результатов обработки этой информации.
Рассматривается возможность восстановления давления в цилиндре во вре-
мя рабочего хода, основанная на анализе колебаний мгновенной частоты
вращения коленчатого вала поршневого ДВС. Для исследования влияния
различных факторов и алгоритмов анализа на точность оценки эффективно-
сти протекания рабочего процесса в каждом из цилиндров двигателя, была
разработана математическая модель, состоящая из двух независимых бло-
ков: первого — эмулирующего работу многоцилиндрового ДВС и второго —
программного обеспечения, обрабатывающего информацию, поступающую
из первого блока. Рассмотренный программный комплекс позволяет еще на
стадии проектирования исследовать в различных эксплуатационных ситуа-
циях работоспособность метода и точность алгоритмов обработки диагно-
стической информации. Исследованная методика подтверждает возможность
восстановления давления в цилиндре во время рабочего хода по неравномер-
ности вращения коленчатого вала двигателя.
130 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2014. № 5