циентов ПИД-регулятора, оценка возможности их применения для регуля-
тора частоты вращения холостого хода автомобильного дизеля. Предложена
методика синтеза искусственной нейронной сети для распознавания состо-
яния системы управления. На основе полученных результатов предложен
адаптивный регулятор минимальной частоты вращения холостого хода с воз-
можностью автоматической подстройки структуры его параметров. Предла-
гаемый в работе алгоритм регулятора, вследствие своей универсальности,
может быть использован в составе электронных систем управления двигате-
лей с различными типами топливной аппаратуры.
Доклад Л.Л. Иванова, П.В. Волощенко, Ю.Е. Хрящева (Ярославский го-
сударственный технический университет) “Форсунка ударного типа для ак-
кумуляторных топливоподающих систем” посвящен разработке форсунок
нового типа. Высокое давление топлива в этих форсунках создается вслед-
ствие удара сердечника электромагнита, применяемого в них в качестве ис-
полнительного механизма. Цикловая подача регламентируется эффективным
проходным сечением зазора между корпусом распылителя и стержня клапа-
на, а также давлением топлива в камере распылителя в процессе впрыски-
вания. Эффективное проходное сечение распылителя в существенной сте-
пени зависит от определяемого экспериментально коэффициента расхода.
Разработана математическая модель и изготовлен опытный образец фор-
сунки ударного типа для аккумуляторных топливоподающих систем. При
сравнении гидравлических характеристик имитатора распылителя форсунки
ударного типа и серийно выпускаемого распылителя разделенного типа от-
мечается высокая гидравлическая эффективность первого из них. Форсунка
ударного типа позволяет обеспечить высокое качество распыливания топ-
лива независимо от режима работы ДВС при минимальных энергетических
затратах.
В докладе М.В. Тихомирова, С.В. Овчинникова, Ю.Е. Хрящева (Ярослав-
ский государственный технический университет) “Разработка алгоритмов
диагностики и самодиагностики современных электронных систем управле-
ния (ЭСУ) автомобильных ДВС” отмечено, что разработчики электронных
систем управления при внедрении их в серийное производство сталкивают-
ся с рядом проблем сопровождения продукции как на стадии настройки, так
и при эксплуатации объектов, оснащенных этими ЭСУ. Задача разработки и
реализации алгоритмов автоматизированного контроля качества и настройки
параметров ДВС, а также алгоритмов диагностики и самодиагностики совре-
менных ЭСУ автомобильных ДВС в целях обеспечения всего их жизненного
цикла является актуальной задачей. Авторы предлагают варианты разрабо-
танных ими алгоритмов и конкретные технические средства их реализации
для контроля качества ДВС и для диагностики в условиях сервисных стан-
ций технического обслуживания .
Сообщение Д.А. Епанешникова, Д.А. Кузина (Ярославский государствен-
ный технический университет, ООО “Роберт Бош”) посвящено возможно-
стям быстрого прототипирования САУ при помощи программного обеспе-
чения ETAS ASCET. Данный программный продукт позволяет проводить
разработку прикладного программного обеспечения для различных микро-
контроллеров и автоматическую генерацию исходных кодов на базе моделей,
представляемых в виде блок-схем и диаграмм состояний, с возможностями
применением ESDL и прямого редактирования исходных кодов на языке
программирования С. В данном программном пакете возможна симуляция
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2014. № 5 129