Исследование температурного режима и влажности в кабине транспортного средства в условиях жары - page 1

УДК 629.36.042
С. Б. В е р е щ а г и н
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОГО
РЕЖИМА И ВЛАЖНОСТИ
В КАБИНЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
В УСЛОВИЯХ ЖАРЫ
Приведены результаты климатических испытаний, показывающие
в каких тяжелых реальных условиях высоких температур прихо-
дится работать водителям в летнее время. Выполнена оценка вли-
яния высоких температур и влажности на физиологическое состо-
яние человека за рулем.
E-mail:
Ключевые слова
:
климат, температура, влажность, измерения, венти-
ляция, кабина, салон.
Целью приведенных в настоящей статье исследований является
изучение реальных температурно-влажностных характеристик кабины
(салона) транспортного средства в условиях жары. Толчком к проведе-
нию таких исследований стали расхождения в значениях температур
и влажности, встречающиеся в публикациях, а также расхождения в
значениях параметров и зонах их измерения. Кроме того, зарубежные
производители климатических систем для автомобилей часто скрыва-
ют истинные параметры климата в кабине (салоне).
Климат европейской части России характеризуется высокими пе-
репадами температур летнего и зимнего периодов, что не только разру-
шительно сказывается на состоянии техники и дорог, но и усложняет
работу водителей.
Особенно сильно на работу водителя влияют экстремальные низ-
кие и высокие температуры. Если при низких температурах совре-
менные кабинные отопители обеспечивают достаточно комфортные
климатические условия для водителя, то при высоких температурах
подобная эффективность достигается не всегда, поскольку не во всех
транспортных средствах используются необходимые климатические
установки, а конструктивное исполнение кабин во многом не отвечает
условиям эффективного теплоотвода из зоны расположения водителя
и пассажиров.
Исследования аварийности, проведенные в 1990-е гг. в Краснодар-
ском крае [1], показали, что ее рост в летнее время связан с высокими
температурами (выше +27
С), которые традиционны в это время года.
В результате исследований выявили, что для водителя темпера-
тура в кабине (салоне) +27
С является критической — при превыше-
нии этого значения сильно усложняется его психическая деятельность.
Причем чем сложнее задачи приходится решать водителю, тем боль-
ше ошибок он допускает (рис. 1). Это можно объяснить тем, что при
56 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 3
1 2,3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook