Влияние роста температуры, воз-
действующей на водителя, на чи-
сло ошибок, допускаемых им при
управлении автомобилем (по данным
В.А. Варламова )
перегреве организма его биохи-
мические реакции замедляются.
При угрозе перегрева организм
в защитных целях резко снижа-
ет основной обмен, что приво-
дит к уменьшению энергозатрат
на обслуживание самого себя и,
как следствие, снижению выделе-
ния теплоты. При этом понижают-
ся обменные процессы на биохи-
мическом уровне, что приводит к
снижению способности быстро и
точно оценивать дорожную обста-
новку, увеличению времени реак-
ции, притуплению внимания и уве-
личению числа ошибок.
Летом 2007–2009 гг. в Москве и Московской области, а также в
Краснодарском крае и на юге Ростовской области проводились иссле-
дования климатических условий работы водителя автомобиля [2], а
также испытания по исследованию влияния на климатические усло-
вия работы водителя различных режимов функционирования венти-
ляции. При этом были выявлены закономерности перераспределения
температуры и влажности внутри салона.
Краснодарский край и Ростовская область выбраны для проведения
экспериментов по следующим причинам:
— в летнее время в этих областях из-за сильной жары увеличива-
ется число тяжких дорожно-транспортных происшествий (ДТП);
— некоторые результаты проводимых в этих местностях исследо-
ваний требуют уточнения;
— в летнее время в Краснодарском крае и Ростовской области, по
сравнению с средней полосой, климат наиболее стабильный, что по-
зволяет ежедневно повторять эксперименты в одних и тех же условиях
температуры и влажности.
Для исследования характеристик нарастания температур в салоне
и роли системы вентиляции в этих процессах были проведены испы-
тания в дорожных условиях Москвы и Московской области.
Результаты этих исследований оказались более пессимистически-
ми по сравнению с результатами, полученными ранее.
Для проведения экспериментов использовали наиболее популяр-
ный и распространенный в России автомобиль ВАЗ-2106 светлого
цвета и аппаратуру для определения температуры и влажности в оби-
таемых и необитаемых отсеках автомобиля на всех режимах движения
(табл. 1).
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 3 57