Таблица 1
Приборы для измерения температуры и влажности
Прибор (страна-
изготовитель)
Функции
Погрешность измерений
Электронный термометр
Wendox 3360 (Швеция)
Измерение температуры
внутренним и выносным
датчиками
Температура
±
1
◦
С
Электронный прибор
измерения температуры и
влажности Inovalley
SM 17 (Франция)
Измерение температуры и
влажности
Температура
±
1
◦
С
Влажность
±
2
%
Спиртовой термометр
(Россия)
Измерение температуры Температура
±
1
◦
С
Наряду с высокоточными электронными термометрами и измери-
телями влажности использовали обычные спиртовые термометры. Это
связано с тем, что для большей достоверности необходимо дублиро-
вание измерений электронными и спиртовыми термометрами в целях
выявления влияния различных условий на характеристики приборов.
Для измерения температуры использовали следующие приборы:
электронный термометр Wendox 3360 (Швеция), электронный прибор
измерения температуры и влажности Inovalley SM 17 (Франция); спир-
товые термометры (Россия) (см. табл. 1).
Исследования проводили при следующих условиях: температу-
ра воздуха в тени +32. . . +34
◦
С, машина светлого цвета модели
ВАЗ-2106 двигалась по направлению на юг (отклонение от направле-
ния
+15
◦
. . .
20
◦
), скорость движения 80. . . 90 км/ч, время измерения
температур с 12:00 до 14:00. Доказано, что в период с 12:00 до 14:00
солнечная радиация и, следовательно, измеряемые температуры наи-
более стабильны. Температуры многократно измерялись в следующих
зонах: голова водителя, грудь, живот–бедра, ступни–голени, а также в
зоне багажного отсека.
Исследования выполнялись следующим образом. Учитывая, что
сиденья водителя и пассажира, сидящего рядом с ним, располагают-
ся симметрично и климатические условия для водителя и пассажира
одинаковые, датчики температуры были установлены на пассажирское
место в зоне расположения головы, груди, живота–бедер и ступней–
голеней. Измерения проводились в каждой зоне троекратно с повто-
рением через 5 мин.
Средние значения измеренных температур приведены в табл. 2, из
которой следует, что значение температуры в салоне автомобиля явно
превышает норму, при которой возможна реально безопасная работа
водителя (см. рисунок).
58 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 3