Разработка и опробование метода определения предельных и оптимальных нагрузочно-скоростных режимов трения смазочных покрытий - page 1

КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИКА
УДК 621.891:519.28
П. Н. Х о п и н
РАЗРАБОТКА И ОПРОБОВАНИЕ МЕТОДА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНЫХ
И ОПТИМАЛЬНЫХ НАГРУЗОЧНО-
СКОРОСТНЫХ РЕЖИМОВ ТРЕНИЯ
СМАЗОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ
Приведен метод определения предельных и оптимальных
нагрузочно-скоростных режимов трения смазочных покрытий.
Способ реализован на примере испытаний твердосмазочного по-
крытия типа ВНИИ НП 212. Получены зависимости
р
=
f
(
V
)
для
предельных и оптимальных режимов трения данного покрытия.
E-mail:
Ключевые слова
:
твердосмазочное покрытие, оптимальные и предель-
ные режимы трения.
В основу способа положена определяющая зависимость предель-
ных и оптимальных режимов трения смазочных материалов от темпе-
ратурного фактора [1, 2]. Известно, что выход из cтроя пары трения
с применением смазочных материалов на предельных по нагрузочно-
скоростным параметрам режимах трения обусловливается разруше-
нием смазочной пленки вследствие высокой контактной температу-
ры трения. Вместе с тем, оптимальные нагрузочно-скоростные режи-
мы пары по долговечности, коэффициенту трения или другим фак-
торам, определяющим работоспособность сопряжения, также объяс-
няются, главным образом, благоприятным температурным состоянием
контактной поверхности трения. Например, для твердосмазочных по-
крытий (ТСП) — это температура размягчения связующего (
100
С)
[1]. Поскольку
Т
тр
является функцией от двух эксплуатационных фак-
торов — контактного давления и скорости скольжения, — то, следова-
тельно, для смазочных материалов, образующих на поверхности тре-
ния смазочную пленку, должны существовать комплексные зависимо-
сти, определяющие предельные и оптимальные сочетания указанных
факторов.
Способ реализуется следующим образом (рис. 1). C помощью ма-
тематических методов планирования эксперимента строят матрицу, в
которой варьируемыми факторами являются значения контактного да-
вления (
р
конт
) и скорости скольжения (
v
), а параметром оптимизации
— температура трения (
Т
тр
). Затем после приработки пары трения с
испытуемым смазочным материалом на основном уровне факторов
48 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 3
1 2,3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook