Разработка и опробование метода определения предельных и оптимальных нагрузочно-скоростных режимов трения смазочных покрытий - page 7

Уравнение (7) описывает поверхность типа эллиптического пара-
болоида, имеющего максимум в точке
О
(см. рис. 2), где
Т
тр
= 230
С.
Через эту точку необходимо провести изотерму, соответствующую
Т
тр
= 230
С . Вторая точка находилась из уравнения (6) для значения
v, соответствующего абсциссе средней предельной температуры разру-
шения (
v
= 3
,
54
м/с). Из зависимости (6) для
v
= 3
,
54
м/с контактное
давление составило
р
= 59
,
42
МПа (точка
С
, см. рис. 2). Используя
точки
О
и
С
для
Т
max
= 230
С, получили искомое уравнение
р
max
= 1130
,
8
v
2
,
33
max
.
(8)
Затем на основе анализа уравнения (8) определялось направление
максимального градиента изменения
Т
тр
(
45
), в направлении кото-
рого смещалась кривая
4
(см. рис. 2), соответствующая
Т
тр
= 230
С,
до найденной ранее средней предельной температуры разрушения
Т
разр
= 275
С (точка
L
). В результате расчетов при использова-
нии координат
р
пред
и
v
пред
(точка
L
) получено искомое уравнение
р
пред
=
f
(
v
пред
)
:
р
пред
= 1397
,
8
v
2
,
132
пред
.
(9)
Предлагаемый способ позволяет экспериментально определить
предельные эксплуатационные режимы трения смазочных материалов
для любого сочетания контактного давления и скорости скольжения
пары трения с применением исследуемого смазочного материала, т.е.,
имея рассчитанное исходя из конструктивных соображений значение
контактного давления, можно определить предельную и оптималь-
ную скорости скольжения пары с использованием данного смазочного
материала и, наоборот, зная заданную скорость скольжения пары тре-
ния, можно рассчитать предельное контактное давление и выбрать
оптимальные режимы нагрузки или конструкцию узла трения.
Способ отличается универсальностью, простотой и высокой про-
изводительностью, так как все необходимые для расчета уравнения
регрессии данные можно получить всего лишь за одно испытание,
многократно повторив каждый режим трения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. С е н т ю р и х и н а Л. Н., О п а р и н а Е. М. Твердые дисульфид-
молибденовые смазки. – М.: Химия, 1966. – 152 с.
2. Х о п и н П. Н., П о п о в О. В., К о м а р о в В. А. Экспериментальная оценка
работоспособности пар трения с твердосмазочным покрытием в зависимости от
температурного фактора // Трение и износ. – 1985. – Т. 6, № 6. – C. 1109–1116.
3. Х о п и н П. Н. Способ определения предельных и оптимальных режимов тре-
ния твердосмазочных покрытий // Сб. науч. трудов межвуз. науч.-техн. прог.
“Ресурсосберегающие технологии машиностроения”. – М.: МГААТМ, 1995. –
С. 300–303.
54 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 3
1,2,3,4,5,6 8
Powered by FlippingBook