Разработка и опробование метода определения предельных и оптимальных нагрузочно-скоростных режимов трения смазочных покрытий - page 4

Рис. 2. Зависимости типа
р
конт
=
f
(
v
)
для пары трения с ТСП ВНИИ НП 212:
1
— на оптимальном режиме трения
р
опт
= 6
,
636
v
1
,
759
опт
;
2
— на предельных
режимах трения
р
пред
= 1397
,
8
v
2
,
132
пред
;
3, 4
— исходные кривые, полученные
экспериментально
Для нахождения предельных режимов трения был разработан ал-
горитм (рис. 3). В соответствии с ним на первом этапе оцениваются
предельные режимы трения рассматриваемого ТСП ВНИИ НП 212.
Для этого на машине трения CMT-I проводились следующие экспери-
менты. В первом опыте после приработки при
N
= 1000
Н скорость
скольжения увеличивалась до
v
mах
= 3
,
88
м/с. Затем увеличивалась
нагрузка до
N
= 1826
Н (
р
= 97
МПа), после чего температура тре-
ния возросла до 282
С, и пары трения вышли из строя. Во втором
эксперименте предельные режимы трения составили
N
mах
= 1826
Н
(
р
= 95
,
7
МПа),
v
max
= 2
,
85
м/с,
Т
разр
= 260
С. В третьем опыте при
N
max
= 1826
Н (
р
= 90
,
6
МПа) и
v
max
= 3
,
88
м/с
Т
разр
= 284
С.
Таким образом, средняя температура разрушения составила
Т
разр
=
= 275
С (при среднем
р
= 94
,
4
МПа,
v
= 3
,
54
м/с — точка
L
, см.
рис. 2).
Это значение согласуется с данными работ [3, 4], где температу-
ра разрушения ТСП рассматриваемого типа определяется диапазоном
250. . . 300
С.
На следующем этапе согласно разработанному алгоритму (см.
рис. 3) в целях исследования комплексной зависимости
Т
тр
=
f
(
р
, v
)
для ТСП ВНИИ НП 212 на режимах, близких к предельным, был
проведен планируемый эксперимент по типу ЦКРУП второго порядка
на модернизированной машине трения CMT-I. Уровни варьирования
факторов представлены в табл. 1 (в знаменателе). В результате об-
работки данных планируемого эксперимента получена следующая
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 3 51
1,2,3 5,6,7,8
Powered by FlippingBook