Разработка и опробование метода определения предельных и оптимальных нагрузочно-скоростных режимов трения смазочных покрытий - page 2

Рис. 1. Графическое решение задачи определения предельных и оптимальных
нагрузочно-скоростных режимов трения смазочных материалов:
1
— температурная характеристика исследуемой пары трения по факторам
р
конт
и
v
;
2
— кривая предельных значений
р
пред
=
f
1
(
v
пред
)
;
3
— кривая оптимальных
значений
р
опт
=
f
2
(
v
опт
)
в процессе одного испытания факторы
р
конт
и
v
изменяются по за-
данному закону и непрерывно регистрируется соответствующая им
Т
тр
на стационарном уровне. После математической обработки полу-
ченных данных рассчитывается уравнение поверхности отклика типа
Т
тр
=
f
(
р
конт
, v
)
, вводя в которое оптимальную по долговечности, ко-
эффициенту трения или другому фактору, определяющему процесс
трения, температуру смазочного материала, получают соответствую-
щие зависимости вида
р
опт
=
f
(
v
опт
)
, позволяющие определить для
каждой
v
реальной пары трения предельную и оптимальную нагрузки
или, наоборот, по известной нагрузке рассчитать предельную и опти-
мальную скорости.
Экспериментально способ был опробован при испытании ТСП
ВНИИ НП 212 на установке, конструкция которой описана в работе
[2]. Уровни и диапазоны варьирования факторов
р
конт
и
v
приведены
в табл. 1 (для машины трения РП).
После соответствующих преобразований искомая математическая
модель, выраженная в натуральных значениях факторов, принимает
вид
Т
тр
= 36
,
485 + 132
,
225
v
+ 5
,
46
10
2
N
+
+ 2
,
39
10
2
vN
47
,
94
v
2
2
,
187
10
5
N
2
.
(1)
С учетом измеренной после опыта на контробразце площади пятна
контакта уравнение (1) можно записать в универсальной форме:
Т
тр
= 36
,
49 + 132
,
23
v
+ 0
,
535
р
конт
+ 0
,
234
р
конт
v
4
,
94
v
2
2
,
094
10
3
р
2
конт
.
(2)
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 3 49
1 3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook