Рис. 7. Графики изменения деформации
D
1
и
D
2
амортизаторов первой и вто-
рой опор при посадке КА
Рис. 8. Графики скоростей
V
x
и
V
y
КА при посадке
На рис. 7 приведены графики деформации амортизаторов при по-
садке КА, из которых следует, что деформация первой опоры наи-
большая. Угол наклона подкоса на первой опоре после посадки КА
α
к
= 33
,
4
◦
.
На рис. 8 представлены графики скоростей
V
x
и
V
y
при посадке
КА. Видно, что при касании грунта второй и третьей опорами начи-
нается рост
V
x
, обусловленный изменением длины их амортизаторов,
и уменьшение по модулю
V
y
. По окончании посадки КА эти скорости
равны нулю.
Отметим, что после окончания посадки угол наклона КА к поверх-
ности Луны
ϑ
к
=
−
2
,
87
◦
.
Заключение.
1. Разработана методика определения параметров
движения космического аппарата при его посадке на поверхность ма-
лого небесного тела при учете влияния реакции от грунта поверхности
на подвижные опоры и работы прижимных двигателей.
2. На примере посадки космического аппарата на поверхность Лу-
ны проведена оценка влияния некоторых возмущающих факторов на
изменение положения опор, сил в амортизаторах; рассмотрены усло-
вия безопасной посадки: для случая вертикальной посадки КА выбра-
но значение силы в амортизаторах, позволяющее при умеренных силах
реакции грунта на опоры получать рациональные углы подкосов по-
сле посадки; проанализировано влияние начального угла наклона КА к
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2014. № 1 33