и водного транспорта, чему способствует отработанная технология адаптации ми-
кроконтроллера к конкретному дизелю. Все компоненты системы — оригинальные,
разработаны в ОАО “НИКТИД” или в сотрудничестве с другими отечественными
организациями. Испытания на развернутом дизеле подтвердили работоспособность
и необходимую надежность топливной системы.
С докладом об электронной системе управления (ЭСУ-1) выступил Ю.Е. Хрящ¨ев
(ЯГТУ). Разработанная ЭСУ включает в себя электронный поворотный исполнитель-
ный механизм ЭМП-01 производства ООО “Объединение Родина” (Йошкар-Ола),
электронный блок управления 50.3763 производства НПК “ЭЛАРА” (Чебоксары),
комплект датчиков, контролирующих режимные параметры и параметры состояния,
педальный модуль КДБА 453621.001 (ЗАО “Автокомплект”, г. Арзамас). С помощью
системы ЭСУ-1 в совокупности с ТНВД 337-23 (ОАО “ЯЗДА”) двигатели КамАЗ
(740.60-360; 740.61-320, 740.62-280) в 2004 г. сертифицированы на соответствие эко-
логическим нормам по ограничению вредных выбросов уровня EURO-3.
В докладе Ю.Е. Хрящ¨ева и А.Н. Круглова (ЯГТУ) “Динамическая погрешность
установки момента начала впрыскивания топлива” проведен анализ колебаний кру-
тильной системы транспортной силовой установки КамАЗ, в результате которого
вычислена динамическая погрешность установки момента начала впрыскивания
топлива (МНВТ). Выявлено влияние крутильных колебаний на установку МНВТ
и показано, что динамическая погрешность МНВТ превышает критическую вели-
чину в
1
◦
п.к.в. Показано, что максимальные значения динамической погрешности
наблюдаются на режимах, близких к режиму максимального крутящего момента
дизеля. Делается вывод о том, что в дизельных двигателях типа КамАЗ 740.60,
оснащенных ТНВД 337-23 с электронной системой управления ЭСУ-1 в программе
управления необходимо учитывать динамическую погрешность МНВТ.
Н.Н. Патрахальцев (РУДН) и К.М. Тапиа (Национальный инженерный универси-
тет Перу) выступили с докладом “Метод безразборного раскоксовывания распыли-
телей форсунок дизелей автобусов в условиях г. Лима (Перу)”. Городские автобусы
эксплуатируются в условиях резко неустановившихся режимов, повышенной темпе-
ратуры окружающего воздуха, нестабильного качества топлива и т.д. Все эти факто-
ры приводят к тому, что уже после порядка 250 ч работы до 70 % отказов двигателей
(снижение мощности более, чем на 15% и повышение на 40 % и более дымности
ОГ) происходит из-за коксования распылителей форсунок. Предложен и исследован
на дизеле Перкинс метод раскоксовывания распылителей без демонтажа двигателя
с транспортного средства при работе дизеля на режиме холостого хода и при подаче
в цилиндры через штатные форсунки топлива с эмульгированной добавкой 4 %-ного
водного или спиртового раствора антидымной присадки — хлорида бария. Добавка
вводится в дизельное топливо в линии высокого давления вблизи форсунки через
клапан регулирования начального давления (РНД). Для повышения эффективности
очистки распылителей часть цилиндров дизеля отключается для повышения нагруз-
ки на работающие цилиндры. Устройства отключения цилиндров выполнены на
базе указанных клапанов РНД. Завершение очистки контролируется по показателям
дымности и развиваемой мощности, определяемых в режимах свободных разгонов
дизеля после статистической обработки пятикратных реализаций режимов.
Автоматизированной методике выбора главных двигателей для судов внутриго-
родских линий было посвящено выступление В.И. Толшина и В.А. Зяброва (МГАВТ).
Для заданного маршрута движения предлагается автоматизированный метод выбо-
ра главных двигателей судов типа “Москва” из условия получения необходимых
показателей топливной экономичности, экологических показателей и надежности.
В основу математической модели положены расчет параметров в цилиндре дизе-
ля, уравнение динамики вращающихся масс двигателя, уравнение автоматического
118 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2005. № 4