Всероссийский научно-технический семинар по автоматическому управлению и регулированию теплоэнергетических установок им. В.И. Крутова - page 3

“Дизель-РК”, разработанный в МГТУ им. Н.Э. Баумана. В рассмотренном примере
оптимизация параметров управления велась в поле частот и нагрузок дизеля для
ограниченного числа контрольных точек нормативов ЕЭК ООН по минимуму целе-
вой функции, отражающей величину удельных выбросов твердых частиц и оксидов
азота относительно нормируемых. При выборе расчетных точек принимались во
внимание ограничения по максимальному давлению сгорания и давлениям впрыс-
кивания топлива, а также дополнительный критерий — удельный расход топлива.
Получены поля оптимальных давлений впрыскивания, момента начала и продолжи-
тельности подачи.
Ю. Е. Хрящ¨ев, Е.Ф. Скурыгин и М.В. Тихомиров (ЯГТУ) представили доклад
“Об устойчивости алгоритмов регулирования частоты вращения коленчатого вала
автомобильного дизеля”. При помощи математической модели системы автомати-
ческого регулирования частоты вращения (САРЧ) коленчатого вала автомобильного
дизеля, оснащенного цифровым (дискретным) регулятором и электромагнитным ис-
полнительным устройством, управляемым с помощью цифрового ПИД-регулятора,
исследованы причины неустойчивой работы и проведен параметрический анализ
влияния внутренних факторов. Запас устойчивости системы существенно зависит
от суммарного времени запаздывания двигателя и исполнительного механизма. При-
ведены оценки критического времени запаздывания для различных параметров ре-
гулятора частоты вращения коленчатого вала. Путем прямого численного модели-
рования переходных процессов показано преимущество модифицированного ПИД-
регулятора.
Методика оценки расхода топлива и токсичности ОГ дизеля на неустановив-
шихся режимах рассмотрена в докладе А.Г. Кузнецова, В.А. Маркова, В.И. Шатрова,
Е.Е. Полухина, М.И. Шленова (МГТУ им. Н.Э. Баумана) и В.В. Фурмана (ППП
“Дизельавтоматика”, г. Саратов). В наиболее характерных переходных процессах
транспортных дизелей турбокомпрессор системы турбонаддува не успевает свое-
временно увеличить подачу воздуха в соответствии с быстрым увеличением подачи
топлива. Это вызывает кратковременное снижение коэффициента избытка воз-
духа
α
, неполное сгорание топлива, ухудшение экономических, экологических и
динамических качеств дизеля. Методики расчета переходных процессов транс-
портных дизелей достаточно полно разработаны в трудах отечественных ученых:
Г.Г. Калиша, В.И. Крутова, А.М. Каца, Н.Н. Настенко, М.И. Левина, В.И. Толшина,
И.И. Кринецкого, А.А. Грунауэра и ряда других исследователей. Они позволяют
оценить изменение параметров дизеля в переходных процессах и его динамические
качества. Но, как правило, в этих методиках остаются неопределенными удельный
расход топлива и выбросы токсичных компонентов ОГ. Для оценки указанных
параметров в переходных процессах предлагается методика, базирующаяся на ана-
лизе характеристик расхода топлива и содержания в ОГ нормируемых токсичных
компонентов (оксидов азота NО
х
, монооксида углерода СО, легких углеводородов
СН
х
, а также сажи), полученных на установившихся режимах работы в условиях
моторного стенда, и на их корректировке с учетом отличий значений коэффициента
избытка воздуха
α
на установившихся и неустановившихся режимах работы дизе-
ля. Проведенные расчетные исследования показателей топливной экономичности
и токсичности ОГ транспортного дизеля типа КамАЗ-740 подтвердили эффектив-
ность предложенной методики и возможность ее использования для практических
расчетов экономических и экологических показателей в наиболее характерных для
транспортных дизелей переходных процессах.
Тема доклада А.Б. Смирнова (ГТУ “МАДИ”) — “Использование искусственных
нейронных сетей (ИНС) в задачах идентификации двигателя как объекта управле-
ния”. Задача управления — поддержание стехиометрического состава смеси бензино-
вого двигателя, оснащнного электронной системой распределенного впрыскивания
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2005. № 4 113
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12,...13
Powered by FlippingBook