L
: желательно иметь длинные струи топлива в направлении стенки КС, удаленной
от распыливающего отверстия, и короткие струи — в направлении менее удаленной
стенки. Для формирования струй с различной длиной была проведена дообработка
носков распылителей серийных форсунок. Она заключалась в том, что два распыли-
вающих отверстия, обращенные к удаленной стенке КС, оставлены без изменений
(
l
р
= 0
,
90
мм,
l
р
/d
р
= 2
,
81
), носок распылителя вблизи распыливающего отвер-
стия, обращенного к ближайшей стенке, был сошлифован до длины
l
р
= 0
,
45
мм
(
l
р
/d
р
= 1
,
41
), носок распылителя вблизи двух оставшихся распыливающих отвер-
стий был сошлифован до длины
l
р
= 0
,
70
мм (
l
р
/d
р
= 2
,
19
).
Экспериментальные исследования подтвердили улучшение показателей дизеля
при замене серийных распылителей опытными, выполненными с распыливающими
отверстиями различной длины
l
р
. Дымность отработавших газов
K
х
на номиналь-
ном режиме (при
n
= 2400
мин
−
1
)
уменьшилась с 40 до 33% по шкале Хартриджа,
т.е. на 17,5 %, а на режиме максимального крутящего момента (при
n
= 1500
мин
−
1
)
— с 49,5 до 48 %, т.е. на 3,0 %. Удельный массовый выброс оксидов азота NO
х
при
работе дизеля на режимах 13-ступенчатого испытательного цикла (правила ЕЭК
ООН № 49) сократился с 5,749 до 5,631 г/(кВт
·
ч), т.е. на 2,1 %. Удельный массовый
выброс монооксида углерода СO при этом снизился с 7,872 до 7,126 г/(кВт
·
ч), т.е.
на 9,5 %, а удельный массовый выброс углеводородов СН
х
уменьшился с 2,207 до
1,967 г/(кВт
·
ч), т.е. на 10,9 %. Повышение экологических показателей сопровожда-
лось улучшением топливной экономичности дизеля. Удельный эффективный расход
топлива
g
е
на номинальном режиме снизился с 285,4 до 283,6 г/(кВт
·
ч), а на режиме
максимального крутящего момента — с 248,2 до 243,9 г/(кВт
·
ч).
Выступление М.Н. Рахметуллаева посвящено результатам проведенных в ОАО
“НИКТИД” исследований по разработке, построению и циклу безмоторных испыта-
ний аккумуляторной топливной системы с электронным управлением типа Common-
Rail. Традиционно значительное внимание было уделено созданию электрогидрав-
лических форсунок. Их оптимизация велась на математических моделях, отрабаты-
валась конструкция и технология изготовления и сборки. В результате созданы эф-
фективные форсунки, управляющие клапаны, быстродействующие электромагнит-
ные приводы. Микропроцессорный блок управления, предназначенный для работы
в безмоторных и моторных условиях, использует два сравнительно недорогих 8-
разрядных процессора и обеспечивает функционирование системы в широком поле
рабочих режимов. Обеспечено управление характеристикой впрыскивания, в част-
ности, устойчивое двухфазное впрыскивание с оптимизируемыми продолжительно-
стями и интервалами между впрыскиваниями. Успешно проведенные безмоторные
испытания позволили перенести систему на развернутый дизель ЗМЗ-514.10.
С докладом “Некоторые результаты исследования аккумуляторной топливной
системы на дизеле ЗМЗ 154.10” выступил Ю.Е. Драган. В ОАО “НИКТИД” создана
аккумуляторная топливная система с электронным управлением типа Common-Rail.
Разработка подобной отечественной топливной системы позволит: улучшить эконо-
мические и экологические показатели отечественных дизелей за счет организации
преимущественно объемного смесеобразования с высоким давлением впрыскивания
(до 150. . . 180МПа); снизить шум от сгорания за счет применения предварительно-
го впрыскивания малых доз топлива (порядка 1. . . 3 мм
3
)
, обусловленного быстро-
действием исполнительных устройств (0,15. . . 0,20 мс); исключить неблагоприятное
взаимовоздействие процессов создания энергии впрыскивания и дозирования топ-
лива; поддерживать оптимальные значения давления впрыскивания на любых, в том
числе и на частичных, режимах работы дизеля. Выполненная система предназначена
для дизеля ЗМЗ-514.10. Планируемые результаты могут быть использованы также
в дизелях, применяемых в качестве энергетических силовых установок наземного
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2005. № 4 117