показателям: аэродинамическому совершенству; степени форсирования; массе и га-
баритным размерам. Следует учесть также отсутствие разрушений и недопустимых
деформаций под действием механических, температурных и химических факторов.
Для определения структуры критерия качества судовых дизелей также используют
приведенные ранее принципы. В его состав должны входить параметры, характе-
ризующие эффективность, форсированность, массу и ресурс двигателя. Очевидно,
что эффективность двигателя в наибольшей степени определяется его топливной
экономичностью. Наиболее сложен выбор показателя, характеризующего степень
форсированности дизелей. В практике проектирования дизелей для этой цели широ-
ко используются: давление наддувочного воздуха; среднее эффективное давление;
цилиндровая, литровая и поршневая мощности; средняя скорость поршня и др. Для
оценки степени форсированности в наибольшей степени подходит значение порш-
невой мощности или ее аналог — произведение среднего эффективного давления и
средней скорости поршня. Оба параметра входят в уравнение эффективной мощно-
сти двигателя. С помощью предложенных критериев можно проводить сравнение
дизелей одного назначения и агрегатной мощности при проектировании эффектив-
ных СЭУ.
С докладом “Компактные транспортные теплообменные аппараты” выступил
В.Н. Афанасьев (МГТУ им. Н.Э. Баумана). Отмечается, что характерной особенно-
стью развития силовых энергетических установок, особенно транспортных, явля-
ется резкое увеличение удельной мощности и повышение их эффективного КПД,
а также форсирование рабочего процесса и значительное повышение температуры
и давления рабочего тела. Сброс теплоты в современных транспортных энергоси-
стемах представляет собой одну из важнейших проблем, требующих разработки
и внедрения новых методов охлаждения и термостабилизации. Для существенно-
го улучшения характеристик бортовых систем, в том числе и систем охлаждения,
необходимо создание высокоэффективных, компактных и легких теплообменных ап-
паратов (ТОА). Одним из направлений решения данной проблемы может оказаться
использование в системах охлаждения дисперсных потоков вещества, что обеспе-
чивает им значительные преимущества по сравнению с обычными ТОА. Анализ
показывает, что использование теплообменников типа “капля-газ” в транспортных
энергосистемах, созданных на базе закрытых газотурбинных установок, может дать
до 15 % снижения массы энергосистемы при ее мощности до 100 кВт и до 30%
— при мощностях энергосистем в несколько мегаватт. Установлено, что выигрыш
в количестве отведенной теплоты по сравнению со струйным истечением соста-
вляет до 10%. Проведенные исследования смесительного теплообменного аппарата
(СМТОА), созданного на базе существующей технологии, показали, что непосред-
ственный контакт между газом и диспергированным в виде капель теплоносителем
может обеспечить б´ольшую компактность, меньшую массу и более высокую эффек-
тивность теплопередачи по сравнению с обычными теплообменниками трубчатого
типа. В работе получены следующие результаты: коэффициент компактности тепло-
обменной поверхности более 7500 м
2
/м
3
, удельная масса порядка 0,12 кг/м
2
. Б олее
существенно улучшаются эти параметры при уменьшении диаметра капель. Полу-
чены также новые экспериментальные данные по теплообмену в СМТОА.
Раздел “Хроника” был посвящен памяти активного и многолетнего участни-
ка ВНТС, известного ученого в области автоматического управления топливной
аппаратурой дизелей действительного члена Академии электротехнических наук,
д-ра техн. наук, проф. Феликса Ильича Пинского (1930–2004). С воспоминания-
ми о жизни и деятельности Ф.И. Пинского выступили Б.Я. Черняк и Т.Ф. Пинский.
Ф.И. Пинский родился в Ленинграде. Окончив в 1953 г. Ленинградский политехни-
ческий институт по специальности “Автоматика и телемеханика”, он заведовал ла-
бораторией Коломенского тепловозостроительного завода, занимаясь измерениями
122 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2005. № 4