Средняя величина отклонения износов
,
рассчитанных по предло
-
женным зависимостям
,
от соответствующих им экспериментальных
значений не превышает
10 %.
Таким образом
,
на основании теоретического анализа и экспери
-
ментального исследования износостойкости натурных МКД можно ре
-
комендовать экспериментально
-
теоретические зависимости
,
позволя
-
ющие оценить долговечность фрикционных узлов с МКД
,
работающи
-
ми в масле
,
по известным параметрам режима работы
.
Коэффициент запаса фрикционного узла во включенном состоянии
определяется зависимостью
K
вк
=
pzR
cp
f
0
/M
max
,
где
f
0
—
коэффициент трения покоя при срыве
;
M
max
—
максимальный
крутящий момент
,
действующий на фрикционный узел
.
Для фрикционных устройств
,
обеспечивающих трогание
,
пере
-
ключение передач и поворот гусеничной машины
,
K
вк
следует рас
-
считывать по максимальному крутящему моменту двигателя и затем
проверить по сцеплению гусениц с грунтом
.
Для фрикционных узлов
,
выполняющих функцию стояночного тормоза
,
необходимо учитывать
условие удержания машины на участке местности с заданным углом
подъема
.
Например
,
для МКД с накладками из металлокерамики МК
-5,
рабо
-
тающих в паре со стальными дисками в масле марки МТ
-8
п
,
f
0
можно
выбирать по графику
(
рис
. 1,
а
)
в зависимости от давления на поверхно
-
сти трения
p
эф
=
P/F
эф
,
а для МКД с накладками из металлокерамики
МКВ
-50
А при работе в паре со стальными дисками или дисками
,
име
-
ющими накладки из чугуна или металлокерамики
,
f
0
зависит также и
от материала сопряженного диска
(
рис
. 1,
б
).
Коэффициент запаса буксующего фрикционного узла определяется
как
K
вык
=
pzR
cp
f
ск
/M
max
,
где
f
ск
—
коэффициент трения скольжения
.
Для фрикционных узлов
,
обеспечивающих трогание
,
переключение передач и поворот транс
-
портной машины
,
M
max
рассчитывается из условия обеспечения сцеп
-
ления гусениц с грунтом
;
для фрикционных устройств
,
участвующих
в торможении
, —
исходя из требуемого замедления
.
Для МКД из металлокерамики МК
-5,
работающих в паре с сопря
-
женными стальными дисками в масле марок МТ
-8
п и ТСЗп
-8,
f
ск
мож
-
но рассчитать по формуле
f
ск
=
f
p
+ (0
,
16
−
f
p
) exp(
−
0
,
28(
V
1
−
V
2
))
,
где
f
p
—
составляющая коэффициента трения скольжения
,
зависящая
от давления на дисках
p
эф
;
V
1
и
V
2
—
линейные скорости вращения ве
-
дущего и ведомого дисков соответственно
,
м
/
с
.
10 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
3