I
A
=
k
(
x
+3)
/
2
v
1
k
x
2
h
0
,
5
x
+1
,
5
max
f
x
−
1
p
(
x
+3)
/
2
v
a
v
x
exp
µµ
xz
+
x
+ 3
2
v
+ 1
¶
T
¶
2
1
,
5(
x
−
1)
k
x
3
(
v
+ 1)
b
(
x
+3)
/
2
v
r
1
,
5
x
−
0
,
5
в
σ
xz
в
.
о
HB
[(
x
+3)
/
2
v
]+1
o
,
где
k
1
—
коэффициент
,
характеризующий напряженное состояние
в месте контакта
;
k
2
,
k
3
,
x
,
z
—
константы
,
зависящие от физико
-
механических свойств материалов и микрогеометрии поверхностей
трения
.
Принимая во внимание отношение
(4),
найдем принципиальный ха
-
рактер зависимости линейного износа МКД от основных параметров
режима работы с учетом выражения
(5):
∆ =
αj
β
p
γ
a
ν
x
exp (
ψT
)
V
x
A
уд
,
где
α
=
k
(
x
+3)
/
2
v
1
k
x
2
h
0
,
5
x
+1
,
5
max
2
1
,
5(
x
−
1)
k
x
3
(
v
+ 1)
b
(
x
+3)
/
2
v
r
1
,
5
x
−
0
,
5
в
σ
xz
в
.
о
HB
[(
x
+3)
/
2
v
]+1
0
;
β
=
x
−
1
;
γ
= (
x
+ 3)
/
2
ν
;
ψ
=
xy
+ (
x
+ 3)
/
2
ν
+ 1
.
Поскольку физико
-
механические свойства металлокерамики МК
-5
в условиях действия процессов механического
,
теплового
,
адсорбци
-
онного упрочнений и разупрочнений не исследованы
,
численные зна
-
чения коэффициентов
α
,
β
,
γ
,
ψ
,
x
,
определяющих износостойкость ме
-
таллокерамических и сопряженных стальных дисков
,
могут быть полу
-
чены только экспериментально
.
Для нахождения зависимости интен
-
сивности изнашивания от параметров режима работы узла были про
-
ведены испытания партии МКД на одномассовом инерционном стенде
в широком диапазоне изменения режимных параметров
[5].
Металло
-
керамические накладки были изготовлены из шихтыМК
-5
следующего
состава
:
олово
— 9,4 %,
свинец
— 8,9 %,
железо
— 4,3 %,
карандашный
графит
— 6,4 %,
медь
— 71,0 % —
и имели на поверхности однозаход
-
ную спиральную канавку с шагом
2,24
мм
.
В результате математической обработки экспериментальных дан
-
ных получены эмпирические выражения для коэффициентов уравне
-
ния
(3):
B
= 0
,
74
·
10
−
1
fp
0
,
25
a
exp (
−
0
,
02
T
)
A
уд
;
C
= 0
,
15
·
10
−
2
f
0
,
5
p
a
V
exp (0
,
005
T
)
A
уд
;
C
1
= 0
,
67
·
10
−
5
f
0
,
67
p
a
V
1
,
5
exp (0
,
02
T
)
A
уд
.
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
3 9