Зависимость изношенного слоя дисков
∆
от числа буксований
n
можно аппроксимировать выражением
∆ =
a
[1
−
exp (
−
Bn
)] +
Cn,
(
3
)
где
a
= (
C
1
−
C
)
/
[1
−
exp (
−
B
)]
,
B
,
C
,
C
1
—
коэффициенты
,
посто
-
янные для заданного режима работы
.
При этом физический смысл ко
-
эффициента
C
—
износ за одно включение на установившемся режиме
эксплуатации фрикционного узла
,
а
C
1
—
износ за первое включение
.
Расчетный анализ глубины внедрения микронеровностей поверх
-
ностей трения
[2]
показал
,
что фрикционные узлы трансмиссий транс
-
портных машин
,
как правило
,
работают в условиях пластического де
-
формирования поверхности МКД микронеровностями сопряженной
стальной поверхности
.
При этом обеспечивается граничный режим
смазывания
.
В отдельных случаях при наиболее тяжелых условиях ра
-
боты узла возможен переход к полусухому трению из
-
за частичного
разрушения и выгорания несущего слоя масла в местах фактического
контакта дисков
.
Тем не менее
,
адсорбированная граничная масляная
пленка должна предотвращать непосредственное касание и схватыва
-
ние пар трения
.
Являясь упругим промежуточным звеном
,
она частич
-
но выравнивает нагрузку
,
однако исключить деформацию и разрушение
поверхностных слоев материала трущихся тел не может
.
Износостойкость фрикционных элементов обычно оценивают энер
-
гетической интенсивностью изнашивания
I
A
= ∆
/A
уд
,
(
4
)
где
A
уд
—
удельная работа трения
,
т
.
е
.
работа сил трения на едини
-
цу площади контактирующей поверхности
.
На основании положений
молекулярно
-
механической теории трения и современных представле
-
ний об усталостном характере изнашивания
[2 – 4]
критерий
I
A
можно
представить в виде функции параметров режима работы узла
,
физико
-
механических свойств материалов и микрогеометрии поверхностей
трения
,
т
.
е
.
I
A
=
k
1
/
2
v
h
1
/
2
max
p
1
/
2
v
a
2
3
/
2
(
v
+ 1)
b
1
/
2
v
r
1
/
2
в
mfHB
(1+(1
/
2
v
))
,
(
5
)
где
k
—
коэффициент
,
характеризующий напряженное состояние в ме
-
сте контакта
;
h
max
—
максимальная высота микронеровностей
;
p
a
—
номинальное удельное давление
;
v
,
b
—
геометрические параметры
опорной поверхности
;
r
в
—
радиус закругления вершин микронеров
-
ностей
;
m
—
число циклов деформаций
,
приводящих к разрушению
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
3 7