Прогнозирование долговечности фрикционных узлов трансмиссий гусеничных машин - page 4

5.
Определяем на расчетном режиме суммарные потери мощности в
разомкнутых тормозных и фрикционных узлах по следующей формуле
:
N
j
=
X
i
ρω
3
ij
R
5
i
s
i
C
N
ij
,
где
s
i
число вращающихся дисков в
i
-
м узле
;
i
,
j
характеризуют со
-
ответственно фрикционный узел и расчетный режим
.
Рассмотренная методика дает возможность учитывать влияние
основных конструктивных и режимных параметров на величину ги
-
дродинамического сопротивления и еще на стадиях проектирования
трансмиссии и оценки ее трибологической надежности избежать по
-
вышенных потерь мощности
.
Приведенные зависимости позволяют
оптимизировать ряд конструктивных параметров фрикционных узлов
,
например
,
условия выхода масла из междисковой полости
,
геометри
-
ческие размеры зон подвода смазочного материала
,
величину осевого
зазора между дисками
.
Оценка потерь мощности в разомкнутых эле
-
ментах управления планетарных механических и гидромеханических
трансмиссий нескольких типов показала удовлетворительную сходи
-
мость расчетных и экспериментальных значений
.
Погрешность не пре
-
вышает
±
10
%.
Сложность физико
-
механических и химических процессов
,
сопут
-
ствующих изнашиванию МКД
,
наличие большого числа факторов
,
определяющих их работоспособность
,
затрудняют получение расчет
-
ных зависимостей
,
позволяющих успешно прогнозировать долговеч
-
ность фрикционных узлов по износу
.
В общем случае кривая износа имеет три явно выраженных участ
-
ка
:
приработка
,
нормальное изнашивание и катастрофический износ
.
Во время приработки происходит некоторое увеличение площади фак
-
тического контакта
,
и более равномерно перераспределяется нагрузка
по поверхностям трения
.
Одновременно микронеровности сопряжен
-
ного стального диска
,
полученные при первоначальной механической
обработке заготовки
,
сглаживаются
,
и его поверхность приобретает так
называемую условно равновесную шероховатость
,
свойственную за
-
данному диапазону режимов нагружения узла
.
Она характеризует пе
-
риод работы дисков с постоянной скоростью изнашивания
.
При дости
-
жении критического значения линейного износа
,
определяемого глу
-
биной смазочных канавок на поверхности трения
,
интенсивность про
-
цесса резко возрастает
,
и начинается катастрофический износ
,
обусло
-
вленный ухудшением условий смазывания
.
Так как в реальных фрик
-
ционных узлах такой режим не допустим
,
практический интерес пред
-
ставляют два первых участка кривой износа
.
6 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
3
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook